НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Высотные здания Москвы. 1935—1950. Вавилонская башня коммунизма

c 17 апреля по 25 мая 2006Москва
Высотные здания Москвы. 1935—1950. Вавилонская башня коммунизма
Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева приглашает на открытие выставки "Высотные здания Москвы. 1935—1950. Вавилонская башня коммунизма" 17 апреля 2006 г. в 19:00 в Анфиладе Главного здания в рамках международной конференции: «Heritage at Risk Сохранение архитектуры ХХ века и Всемирное наследие».

Можно ли найти образ Москвы ХХ века и не вспомнить о высотках?

Дело не только в том, что семь высотных зданий, созданных в конце 1940-х годов как опорная система вертикальных, доминант организует и удерживает все городское пространство. Это центральные здания города, которые преобладают по массе, архитектурному силуэту и вертикальным габаритам, формируя панорамные виды Москвы. Строительство высоток стало градостроительной акцией, оказавшей значительное влияние на всю советскую архитектуру конца 40-х — начала 50-х годов. С ними связаны идеологические и архитектурные амбиции нескольких поколений, превратившие эти архитектурные сооружения в яркий, многозначный феномен.

На выставке показаны эскизы и чертежи, конкурсные предложения, неосуществленные – альтернативные проекты, окончательные варианты всех высотных зданий 1930—1950-х годов, которые хранятся в Музее архитектуры им. А.В. Щусева. Часть из них, такие, как Университет на Ленинских горах, выполненный в мастерской Б. Иофана, демонстрируется впервые.

Многочисленные смыслы, заложенные самой идеей возникновения этих зданий, породили легенды, неизбежные при осуществлении крупнейшего архитектурного госзаказа сталинской эпохи. На основе существующего графического материала показаны этапы реализации замысла в целом, восстановлены исторические подробности возведения высотных зданий.

Согласно постановлению № 53 Совета Министров СССР «О строительстве в г. Москве многоэтажных зданий» (1947 г.) одним из отправных пунктов в проектировании должна была стать архитектурно-композиционная «увязка» высоток с исторически сложившейся архитектурой города. В этой связи интересна выбивавшаяся из общего русла позиция Главного Управления охраны памятников архитектуры, расценившего сам факт постановки многоэтажных зданий в непосредственной близости от уникальных памятников Кремля и Китай-города, а также Швивой горки в районе Котельнической набережной, как покушение на историческую основу города. Позиция эта не была принята во внимание. Два других требования – связь высотных зданий с силуэтом будущего Дворца Советов и принципиальное отличие московских сооружений от заграничных многоэтажных аналогов — получили развитие и интерпретацию в истории проектирования Дворца Советов мастерской Б. Иофана. В то время, как образ будущего Дворца Советов, став едва ли не центральным мифом послевоенного советского градостроительства, распространялся по стране, работа над проектом значительно затормозилась. Иофан был отстранен от работы над высотным зданием на Ленинских горах в связи с обвинениями в «творческом спаде» под влиянием «упадочной западной архитектуры», а проект здания МГУ был передан для разработки бригаде архитектора Л. Руднева. Не менее трагические истории связаны и со зданием МИД (архитектор М. Минкус), которое подверглось значительной перестройке на последнем этапе строительства, и с высотным зданием в Зарядье (архитектор Д. Чечулин), разобранным в начале возведения.

Появление идеологически-смыслового центра Москвы — Дворца Советов в 1933 году, изменило инструменты и цели работы архитекторов. Если на старых (средневековых) картах основными символами, с помощью которых обозначался город, были городская стена и «дом» («двор»), то градостроительный проект ХХ столетия превратился, прежде всего, в сеть транспортных коммуникаций, разомкнутых вовне города. Если старый город развивался по принципу уплотнения (внутри стен и колец бульваров), то Москва 1930-х годов, напротив, все более разуплотнялась: чем дальше от центра, тем более разрежена городская среда. Образно говоря, если прежний город можно уподобить «телу», определяющемуся оболочкой и неким плотным вещественным наполнением, то новый город подобен «взрыву» по своей динамичной, вовне направленной организации. Эпицентром такого «взрыва» для Москвы стал Дворец Советов.

Как правило, мы привыкаем к тому, что нас окружает, критикуем, оцениваем, дробя все больше и больше то, что называется городским пространством — Москвой. Сегодня никто не оспаривает значения архитектурного ансамбля высотных зданий Москвы в структуре города. Однако, взгляд сторонних наблюдателей возвращает нас к пониманию того, что каждое из семи сооружений является самоценным памятником архитектуры, которое нуждается в реставрации не только фасадов — внешнего облика, но и внутреннего пространства — планировки и декора интерьеров. Всестороннее сохранение высотных зданий Москвы становится актуальным сегодня, когда первая из высоток — гостиница «Украина» — продана частным владельцам.

Экспозиция выставки была показана в Брюсселе в рамках фестиваля «Европалия» с 25 ноября по 19 февраля 2006 года.

Выставка продлится до 25 мая 2006 г.

Ирина Чепкунова

www.museum.ru/N26313
Ваше мнение »»

»»Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева
Адрес:город Москва, ул. Воздвиженка, 5/25
Проезд:Ст. м. "Арбатская", "Боровицкая", "Александровский сад", "Библиотека им. Ленина"
Телефоны:(495) 697-1306, 690-0551 (экс. бюро)
сайт:muar.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: архитектурные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 25.03.2023  x    ?  


Выпущена почтовая марка к столетнему юбилею музея-заповедника "Коломенское"

Выставка «Русский мир Островского». К 200-летию со дня рождения великого драматурга

Фестиваль керамики 4ceramics во Всероссийском музее декоративного искусства

«Нетеатр». Выставка нетеатральных работ художников театра

Увидеть неизвестное. Живопись и скульптура XVII–XXI веков из фондов Третьяковской галереи

Михаил Дронов. Виктор Корнеев. Четыре стихии

"Созвучие"

Выставка «Настроение в красках» Галины Докучаевой

Юбилейная выставка графики Алексея Шмаринова в Российской академии художеств

Программа к 150-летию Сергея Рахманинова на ВДНХ

Масштабный эко-арт-проект «ДеревА» в Дарвиновском музее

Выставка «История России в лаковой миниатюре. XX век» в Новосибирске

Детская арт-лаборатория в Музее AZ

Живопись. Графика. Алексей Шагинов

Выставка Сергея Паршина "Соцветие"

Взгляд в будущее. Выставка лаковой миниатюрной живописи K.A.S.

Русский музей открывает выставку в Детской городской больнице №1

Выставка «Придумано и сделано в России» в музее «Новый Иерусалим»

Семинар Политехнического музея из цикла «История науки и техники: поиски, исследования, проекты»

Выставка «Королева фуэте. Софья Головкина» в Музейно-выставочном комплексе РАХ

Дагестан Расула Гамзатова

День детской книги в музее-заповеднике С.А. Есенина

Выставка «Военная память Донбасса»

Международный день птиц в Дарвиновском музее


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2023 Museum.ru