С 12 апреля по 11 мая Центральный Дом художника представляет выставку произведений Ростислава Барто (1902-1974). Открытие: 14 апреля в 17.00. 15 зал.
Работы Ростислава Барто входят в основные экспозиции и хранятся во всех крупных музеях страны. Они высоко ценятся специалистами и коллекционерами графики. В данное время интерес к творчеству художника переживает новый подъем.
Свое профессиональное становление, как художник Барто начинал с обучения на графическом факультете ВХУТЕМАСа у замечательных мастеров - Фаворского, Нивинского, Павлинова. Встреча с замечательным живописцем Александром Шевченко привела к тому, что молодой художник переходит на живописный факультет для учебы у мастера. В 1930-х годах Александр Шевченко был увлечен монотипией - одной из разновидностей печатной графики. В отличие от гравюры работы в этой технике исполняются только в одном экземпляре. Маститый художник и познакомил своего ученика с монотипией, что определило его место в искусстве графики на всю жизнь. Поиски, эксперименты в различных техниках с введением необычных фактур или иных способов обработки поверхности листа, дали возможность найти Ростиславу Барто свой, совершенно особенный, творческий почерк. Серии работ, выполненные в технике монотипии, принесли заслуженное признание в кругу исследователей и собирателей графики.
Представленные на выставке работы открывают новые стороны таланта Ростислава Барто. Зрительный ряд представляют, в основном работы, исполненные не только в технике монотипии, таких листов всего несколько, а акварели, сепии и гуаши. Законченные листы, сделанные на одном дыхании, но без спешки позволяют говорить о виртуозной импровизации художника на различные темы. Сюжетный ряд представлен двумя излюбленными художником жанрами - пейзаж и женский портрет. В поле его зрения негромкие мотивы картин увядающей природы в мерцающих приглушенных пастельных тонах, облака, отраженные в зеркале тихих озер, песни ветра, переданные уверенным движением мастихина или черенка кисти. Пейзажи, станковые, натурные, связанны с поездками художника в Крым, Подмосковье. В них легко можно узнать озеро Сенеж и его окрестности, Горячий Ключ, Коктебель, берег Черного моря. Художник пишет быстро, размашисто, вероятно, всего за один сеанс. Интересно, как Барто строит композиции в своих пейзажах: идеально продуманные, они имеют точные ритмические акценты, подчеркивающие музыкальность и гармоничность работ. В них сказывается увлечение художником музыкой Шопена и Грига. Особенно эта музыкальная романтическая составляющая ощутима в гуашах "Буревестник", "Лодки на берегу моря", "Горы", "Цветущий миндаль". Художник задумывается не только о тонкости колористических отношений - ему важны не частности цветовых переходов, а общее состояние работы, ощущение сиюминутности. Он создает работы, где точно выражает свое отношение к происходящему или изображаемому через свои эмоции, объединенные единой пластической идеей.
Женские портреты, представленные на выставке, за исключением "Дамы в вуали" и "Зимнего портрета", не изображения конкретных людей, а некие образы созданные фантазией художника. Эти портреты - типы просты и лаконичны, в них чувствуется влияние учителя художника - А. В. Шевченко, создавшего в 1930-х годах удивительные монотипии портретов крымчанок и аджарок. Поразительно то, что, созданные в 1950-1960-х годах, в этих работах нет ощущения времени. Они смотрятся, как фрагменты каких-то неосуществленных фресок с ярко выраженным декоративным и монументальным началом. Барто строит изображение всего несколькими лаконичными, плавными линиями, которое, далее, усиливает цветом. В портретах, созданных художником, нет ничего лишнего, постороннего - все работает на создание определенного образа и настроения. На первый взгляд кажется, что колорит произведений, очень скупой, ведь художник, как правило, пользуется всего несколькими красками. Подобная цветовая сдержанность, как раз и придает значимость и эмоциональный настрой настроение этим образам.
Конечно, данная экспозиция показывает творчество Барто с одной, довольно конкретной стороны, не раскрывая всей его многогранности. Но это только начало, помогающее проложить путь к полноценному открытию и познанию творчества интереснейшего мастера графики ХХ века.