На его фотографиях вода баварской Вальднааб сохраняет увеличительные свойства призмы, которая приближает детали окружающего мира к зрителю, а зрителя… к самому себе. "О воде" - выставка фотографий немецкого художника Джефа Беера откроется 7 апреля 2006 г. в 16.00 на галерее Мраморного зала Российского этнографического музея (РЭМ).
Джеф Беер широко известен в Европе и Северной Америке как скульптор, живописец, график и музыкант, который, к тому же, последние 25 лет занимается художественной фотографией. Живописные и скульптурные произведения Беера хранятся в галереях Берлина, Кёльна, Гамбурга, Мюнхена, Стокгольма, Нью-Йорка, Парижа, Мадрида, Праги и Москвы, а также в историческом музее Регенсбурга и скульптурном парке Вюрцбурга. Музыкальные достижения Джефа Беера отмечены множеством премий, среди которых Специальная премия Radio France, Премия Фоноакадемии ФРГ, Первая премия Немецкого музыкального конкурса и др.
Свой успех во множестве видов искусства художник объясняет "сознательно развитой способностью к структурному мышлению", которое сформировалось благодаря работе над изучением живописи старых мастеров.
Фотографии из цикла "О воде", сделанные на баварской реке Вальднааб, за пределами Германии будут показаны впервые. Выбор в пользу Санкт-Петербурга, Джеф Беер сделал под впечатлением от той роли, которую вода играет в истории и повседневной жизни города.
Специально к церемонии открытия выставки из Мариинского театра в Российский этнографический музей будет доставлен "маримбафон", - ударный инструмент со специфической высотой звука, - на котором художник и музыкант исполнит одно из своих произведений. Российская пресса, впервые столкнувшись с Беером-музыкантом в 2003 году, писала о "буквально гипнотическом воздействии его "перкуссии" на искушенную публику московской Консерватории".
Выбор Российского этнографического музея местом проведения выставки, маэстро объясняет "внутренним созвучием музея" его типу творчества, как изобразительного, так и музыкального, - "у меня хранится масса рисунков с изображением предметов быта, национальной одежды и традиционных орнаментов различных этносов, которые я делал в разных этнографических музеях мира. Более того, у себя дома в Гумпене я храню традиционные для северо-восточной Баварии предметы домашнего обихода, мебели и кухонной увари".
Критики, которые уже 30 лет следят за работами мастера, отмечают в его визуальных и музыкальных произведениях стремление языком символов описать глобальную взаимосвязь человека и окружающего мира. Сам художник одним из источников этого творческого подхода считает культурные традиции народов Сибири, исповедующих шаманизм. Среди его произведений есть изображение под названием "Сон о подлинной оленей сущности", рассказывающий о космологической роли оленя в мировоззрении традиционных обществ.
Интересно, что 10 000 лет назад народы, жившие на территории Евразии, были объединены общим отношением и характерной зависимостью своего бытового и духовного существования от этих животных. В науке такой феномен назван периодом "культуры оленя" и следы его распространения, - наскальные изображения, - встречаются в местах археологических исследований, в том числе, в центральной Европе. У коренных народов Сибири память о тех временах до сих пор сохраняется в бытовой культуре и духовной жизни. В программе пребывания Джефа Беера в Петербурге запланировано его подробное знакомство с постоянно пополняющейся "сибирской коллекцией" РЭМ. Интересно, что район северо-восточной Баварии, где живет художник, в Германии называют "Баварской Сибирью".
Среди партнеров художника в Петербурге немецкий "Институт Гёте" и компания "Буборг", которая специализируется на производстве номерных знаков. Интересно, что, по мнению владельцев компании, их бизнес созвучен творчеству Джефа Беера, потому что "символы времени, которые находит немецкий художник, структурируют реальность не менее буквально, чем номерные знаки, производством которых занимается компания "Буборг".
В 2005 году петербургский Градостроительный Совет принял решение об установке скульптур Беера из серии "Записки охотника", по мотивам произведений И.С.Тургенева, "на территориях ландшафтных объектов" города. По словам Джефа Беера, интерес к российской культуре возник у него под влиянием литературы Тургенева, Толстова, Чехова, поэзии Мандельштама, Цветаевой и Ахматовой. "Позже, открытием для меня стали философия Павла Флоренского и кинематограф Андрея Тарковского. В последние годы, когда персональные выставки и концерты ввели меня в круг ваших художников и музыкантов, этот интерес перестал быть абстрактным и приобрел индивидуальные черты моих российских друзей и коллег".