Государственный музей-заповедник «Гатчина» совместно с издательством «Союз-Дизайн» выпустили альбом «Гатчинский парк. Страницы истории».
Он является путеводителем по истории Гатчинского дворцово-паркового ансамбля от середины 60-х гг. XVIII в. до 1917 года и единственным изданием подобного рода за последние десятилетия.
Автор альбома - научный сотрудник ГМЗ «Гатчина» Валентина Федорова, хорошо известная телезрителям и читателям своими вдохновенными рассказами о Гатчине. В гатчинском дворце-музее она начала работать в 1969 году, ещё до открытия музея для посещения, посвятив более 30 лет его возрождению. С открытием в 1985 году первых отреставрированных залов В.В. Федорова возглавляла экскурсионный отдел дворца, потом научно-просветительский, экспозиционно-фондовый отделы. Автор исторических справок и научных статей в различных изданиях и в Интернете на портале «Гатчина сквозь столетия», Валентина Федорова с большой любовью рассказывает о Гатчинском парке.
Ее рассказ богато иллюстрирован историческими и современными фотографиями, чертежами и акварелями из Кушелевских альбомов. Автор всех современных фотографий в альбоме, вызвавших много хороших отзывов по качеству и композиции, - Галина Пунтусова. Ее работы можно увидеть в книгах и открытках, на настенных, настольных, карманных календарях, в буклетах и флаерсах, на баннерах и афишах.
Рассказ об одном из красивейших пейзажных парков мира, фотографии Гатчины - бывшей резиденции российских императоров и архивные материалы соединились в парадном красочном дизайне, исполненном Александром Богдановичем.
Старинные парки ценны не только тем, что в них есть, но и тем, что в них было. Проходят столетия, меняются владельцы, а парки продолжают хранить образы и воспоминания минувших лет среди одиноких колонн и обелисков, величественных храмов-павильонов и изящных беседок, загадочных каменных руин и вековых деревьев.
По утрам, когда над гатчинскими озерами поднимается туман, окутывающий парки волшебным покрывалом, кажется, что оживают страницы истории.
Среди холмов, у самого подножия дворца, прячется очаровательное озеро, названное когда-то Серебряным из-за хрустальной чистоты воды. К нему ведет таинственный подземный ход, который начинается в подвалах дворца. Мрачная атмосфера этого тоннеля породила немало рассказов о дворцовых заговорах и существовании «гатчинских привидений».
На берегу Серебряного озера лежит, погруженная в землю, большая гранитная чаша Восьмигранного колодца. Края чаши изогнуты, как лепестки сказочного цветка.
В отдаленной части парка возвышается беломраморная колонна, увенчанная скульптурой орла. Голова мраморной птицы гордо повернута, и суровый взгляд устремлен вдаль. Крылья слегка раскрыты, показывая, что он готов взлететь в любой момент, защищая свои владения и права.
Множество сюрпризов ожидает посетителей парка на воде и на суше. В районе Чесменского обелиска, достаточно далеко от берега, находятся два больших камня-постамента. Казалось, что когда-то стоявшая на них скульптура, поднимается прямо из воды.
Нечаянное удивление вызывает музейный павильон «Березовый домик». Простая поленница березовых дров внутри превращается в дворцовый зал с зеркальным трельяжем. Словно корабль, плывет по водной глади Белого озера храм, посвященный богине любви - павильон Венеры.
Каменные, деревянные, металлические мостики повисли между островами, большими и малыми, с зелеными рощицами из белоснежных берез, серебристых ив, темно-зеленых елей.
Металлическая ограда с вензелем Павла I отделяет Собственный садик от других придворцовых садов. В центре круглой площадки, на пьедестале возвышается изящная статуя богини Флоры, окруженная гермами Вакха, сатиров и вакханок. Ранним утром, когда рассеивается туман, кажется, что в каком-то сказочном танце медленно кружат свой хоровод загадочные лесные существа.
Альбом - это целое путешествие в историю Гатчины, в мир искусства садов и парков прошлых веков.