НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

"Страсти по Иоанну" в Московской консерватории

21 марта 2006Москва
В год 150-летия основания сокровищницы русского изобразительного искусства - Государственной Третьяковской галереи, Свято-Никольский хор представляет ряд концертов, приуроченных к этой дате. Как известно, в доме П.М. Третьякова часто звучала музыка. Одним из самых любимых композиторов основателя Третьяковской галереи был Иоганн Себастьян Бах.

21 марта, в день рождения великого композитора, хор совместно с камерным оркестром "Времена года" представляет одно из самых значительных произведений Баха "Страсти по Иоанну". Концерт состоится в дни Великого поста, исторически традиционного времени исполнения "Страстей", в Большом зале Московской консерватории.

"Страсти по Иоанну" ("Johannes-Passion") - один из двух полностью сохранившихся Пассионов И. С. Баха, - монументальное сочинение для хора, солистов и оркестра. Бах сочинял это произведение в Лейпциге в конце 1723 - начале 1724 гг. и исполнил его впервые на Страстной неделе весной 1724 г. в церкви Св. Николая. Исполнение стало первым выступлением И.С. Баха в этом городе со своим произведением в данном жанре. При каждом из последующих исполнений Бах вносил изменения в последовательность номеров и даже заменял или исключал некоторые из них. Судя по архивным данным, композитор в конце концов вернулся к первоначальной редакции, которая обычно исполняется и в наши дни.

Пассионы сформировались на основе евангельского текста, повествующего о крестных страданиях и смерти Иисуса Христа. Соответствующие главы евангелий в христианской церкви положено читать на страстной неделе, когда в богослужении идет речь о событиях, связанных со "страстями", то есть с распятием Христа. Сначала весь текст евангелия читался нараспев, в определенной манере традиционного церковного псалмодирования; затем, со временем, появилась тенденция внятно отделять слова Евангелиста, слова Иисуса и слова других персонажей, дабы текст отчетливее доходил до слушателей. Еще позднее различные части текста были распределены между несколькими голосами (Евангелист - тенор,

Иисус - бас, ученики или толпа народа - хор и т. д.). Таким образом возникло образно-персонифицированное исполнение евангельского текста.

Основой "Страстей по Иоанну" послужил текст Евангелия от Иоанна; некоторые ариозо и арии, а также заключительный хор написаны на тексты немецкого поэта Бартольда Генриха Брокеса. Либретто содержит три группы текстов: мадригальный (в свободной поэтической форме), евангельский (главы 18 и 19 из Евангелия от Иоанна) с добавлением сцены раскаяния Петра из Евангелия от Матфея (Мф 26, 75); текста сцены землетрясения (из Мф 27, 51-52) и песенный, представляющий собой лютеранские церковные песни (хоралы) на слова разных авторов, включая Мартина Лютера.

Повествование о крестных страданиях и смерти Христа приобретает у Баха подчеркнуто высоконравственный, возвышенный характер. Грандиозная, исполненная драматизма и глубокого сострадания фреска, описывающая последние дни Сына Господня, вбирает в себя характерные особенности практически всех вокальных жанров, известных эпохе барокко. "Страсти по Иоанну" состоят из 68 разнохарактерных номеров: речитативов, арий, ариозо, хоров и хоралов. Само повествование сосредоточено в речитативах Евангелиста (тенор) и репликах персонажей: Иисуса (бас), Пилата (бас), Петра (бас), прислужника (тенор), служанки (сопрано).

"Страсти по Иоанну" - одно из высших достижений гения Баха. По чрезвычайно точному определению Альфреда Шнитке - "Бах является эпицентром всей музыки: к нему всё стремилось, и из него всё вышло". Обращаясь к Богу и душе человека, его внутреннему миру, он лишает нас возможности толковать его музыку словами, но лишь молча соучаствовать в этом непостижимом таинстве. Музыка Баха безошибочно умеет задеть что-то главное внутри человека, и это, вероятно, и есть та причина, по которой сквозь эту музыку, мы можем увидеть другой мир, принадлежащий вечности.

Исполнители: Камерный оркестр "Времена года". Художественный руководитель, заслуженный артист России Владислав Булахов. Свято-Никольский хор Государственной Третьяковской галереи. Партия органа - Елена Агабальянц. Солисты: Евангелист - Андрей Немзер (тенор), Дмитрий Степанович (бас), заслуженная артистка России Татьяна Жеранже (контральто), Светлана Полянская (Сопрано). Дирижер - Алексей Пузаков.

Начало в 19.00.

www.museum.ru/N25864
Ваше мнение »»

»»Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского
Адрес:город Москва, ул. Б. Никитская, 13
Телефоны:канцелярия - (495) 629-20-60, справки о билетах - (495) 629-91-68
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: музыкальные, концерты

важные события  x    ?  

новости от 30.04.2025  x    ?  


Без права на забвение. К 80-летию Великой Победы

Открытие обновленной экспозиции «Псковский край в годы Великой Отечественной войны»

Иван Павлович Похитонов. К 175-летию со дня рождения

Борис Кустодиев. Живопись. Графика. Театр

„…Блеск кристалла и тонкость граней…“. Русское стекло XVIII – начала ХХ века с резьбой и гравировкой

Выставочный проект «Грани Победы»

Бессмертный полк музея-заповедника «Царское Село»: выставка на Камероновой галерее

Евгений Злобин «Поэтика города. Ленинград 1950 – 1960-х»

Выставка "Был месяц май…" в Музейном центре "Гамаюн"

Исторический театр вещей. Натюрморты Николая Смирнова

Выставка «Время собирать» во Всероссийском музее декоративного искусства

Новый туристический сезон в крепости Орешек. Программа мероприятий к 80-летию Победы

Выставка Бахрушинского музея "Фронтовые дороги театров России" в Бердянске

«Божественный Микеланьоло» и его современники. К 550-летию рождения мастера

Выставка "Валентин Серов" в Музее Сурикова

Волшебство времён. Из коллекции фабрики "Елецкие кружева"

Выставочный проект «Вера – Подвиг – Победа» Российской академии художеств

Путь к Победе. Ленинград

Выставка "Ближе передовой" в Крепости Орешек

«Упакованные грёзы». Мода ар-деко из собрания Эрмитажа и коллекции Назима Мустафаева

Художники-фронтовики о Родине

Выставка «Святой Победоносец» в Музее имени Андрея Рублева

Литературно-этнографический праздник «Конь казаку всего дороже. Вёшенские шермиции»


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru