"Раскольники", отвергнутые "истинными" христианами, "люди книги", сохранившие древнерусские литературные памятники, "старообрядцы", присоединившие к России земли Забайкалья, Приамурья и Дальнего востока, - "Хранители древлего благочестия" - выставка, посвященная традициям российского старообрядчества, откроется в Российском этнографическом музее (РЭМ) 28 февраля в 16.00.
В 2006 году исполняется 100 лет Высочайшего Указа, который только в 1905 году отменил запрет "раскольникам", как их называли почти 250 лет, занимать государственные должности и разрешил "старообрядцам", - название из нового Царского Указа, - открыто создавать свои приходы и отправлять религиозные требы. Вместе с тем, старообрядцы составляли 1/10 часть всего православного населения в России начала XX века .
Первая в российской истории масштабная выставка, посвященная традициям и культуре старообрядцев "Хранители древлего благочестия" собрала более 300 предметов, среди которых костюмы, рукописные книги, иконы, кресты, складни, резные доски из собраний Российского этнографического музея, Музея истории религии и Института русской литературы.
К началу XX в. российское старообрядчество представляло собой совокупность этноконфессиональных групп русского народа, а также коми и карел, которые возникли в течение более чем двух столетий после раскола.
Осознание своей особой миссии по сохранению истинно православного вероучения отличает "старообрядцев" от других верующих христиан. А потому именно русскому старообрядчеству , - важнейшим делом книжников в скитах было обновление и переписывание старообрядческих рукописей и печатных книг, - во многом обязана российская филологическая наука за сохранение древнейших списков памятников допетровской литературы. Вплоть до середины XX века для письма старообрядцы использовали гусиные перья, а для орнаментальной росписи создаваемых ими рукописей - натуральные краски. На выставке представлены рукописные и печатные книги из фондов Древлехранилища им. В.И.Малышева Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН.
По словам куратора выставки Александра Островского, "весь бытовой уклад старообрядцев был строго регламентирован обособлен. В одежде предпочитались архаичные типы: для мужчин - рубаха-косоворотка с воротником- стойкой и штаны-порты. Основу женской одежды составлял комплекс из рубахи с сарафаном. И мужская, и женская одежда обязательно подпоясывалась". Среди представленных экспонатов "смертная одежда" алтайских староверов, намогильные кресты и резные, расписные доски к намогильным крестам с европейского Севера, а также более 50 фотографии, сделанные во время этнографических экспедиций за последние десять лет в Нижегородской и Оренбургской обл., Бурятии, Усть-Цилемском р-не Республики Коми, на северо-западе европейской России.
Вплоть до 1920 гг. в среде старообрядцев сохранялись запреты на употребление чая, картофеля, конины, чеснока, зайчатины, налима. Многие из таких запретов имели форму апокрифов. Запрет на употребление чеснока объяснялся так: "Когда Исуса Христа распинали, его раны мазали чесноком, чтобы больнее было. Потому и грех употреблять чеснок". Продукты, приобретаемые от нестарообрядцев, следовало подвергнуть определенным процедурам "очищения". Мука, мясо "очищались" в процессе приготовления - "проходя через огонь". Сливочное масло три раза погружали, читая Исусову молитву, в проточную воду.
Само старообрядчество уже с конца XVII в. не было единым и оформлялось во множество конфессиональных общностей. Число их (толков, "согласий", "приходов", "вер") возрастало на протяжении последующих столетий. Размежевание в среде тех, кто не принял реформы, определялось в первую очередь их отношением к институту священства - отсюда два направления: поповцы, беспоповцы. Первые признавали священников, рукоположенных рукоположены в "никонианской церкви", вторые никогда не принимали в свою среду церковносвященнослужителей, рукоположенных после реформирования церкви, считая, что вслед за произведенными никонианскими реформами из мира ушла благодать, в нем воцарился антихрист.
Историки называют старообрядчество своеобразным "православным протестантизмом, поскольку, как и европейские реформаторы церкви, они считали, что, современное им религиозное течение, а именно православие в XVII веке, отошло от традиции, которая на самом деле проще, чище и ближе к верующему.