НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

"Хранители древлего благочестия" в Российском этнографическом музее

c 28 февраля по 28 марта 2006Санкт-Петербург
''Хранители древлего благочестия'' в Российском этнографическом музее
''Хранители древлего благочестия'' в Российском этнографическом музее
"Раскольники", отвергнутые "истинными" христианами, "люди книги", сохранившие древнерусские литературные памятники, "старообрядцы", присоединившие к России земли Забайкалья, Приамурья и Дальнего востока, - "Хранители древлего благочестия" - выставка, посвященная традициям российского старообрядчества, откроется в Российском этнографическом музее (РЭМ) 28 февраля в 16.00.

В 2006 году исполняется 100 лет Высочайшего Указа, который только в 1905 году отменил запрет "раскольникам", как их называли почти 250 лет, занимать государственные должности и разрешил "старообрядцам", - название из нового Царского Указа, - открыто создавать свои приходы и отправлять религиозные требы. Вместе с тем, старообрядцы составляли 1/10 часть всего православного населения в России начала XX века .

Первая в российской истории масштабная выставка, посвященная традициям и культуре старообрядцев "Хранители древлего благочестия" собрала более 300 предметов, среди которых костюмы, рукописные книги, иконы, кресты, складни, резные доски из собраний Российского этнографического музея, Музея истории религии и Института русской литературы.

К началу XX в. российское старообрядчество представляло собой совокупность этноконфессиональных групп русского народа, а также коми и карел, которые возникли в течение более чем двух столетий после раскола.

Осознание своей особой миссии по сохранению истинно православного вероучения отличает "старообрядцев" от других верующих христиан. А потому именно русскому старообрядчеству , - важнейшим делом книжников в скитах было обновление и переписывание старообрядческих рукописей и печатных книг, - во многом обязана российская филологическая наука за сохранение древнейших списков памятников допетровской литературы. Вплоть до середины XX века для письма старообрядцы использовали гусиные перья, а для орнаментальной росписи создаваемых ими рукописей - натуральные краски. На выставке представлены рукописные и печатные книги из фондов Древлехранилища им. В.И.Малышева Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН.

По словам куратора выставки Александра Островского, "весь бытовой уклад старообрядцев был строго регламентирован обособлен. В одежде предпочитались архаичные типы: для мужчин - рубаха-косоворотка с воротником- стойкой и штаны-порты. Основу женской одежды составлял комплекс из рубахи с сарафаном. И мужская, и женская одежда обязательно подпоясывалась". Среди представленных экспонатов "смертная одежда" алтайских староверов, намогильные кресты и резные, расписные доски к намогильным крестам с европейского Севера, а также более 50 фотографии, сделанные во время этнографических экспедиций за последние десять лет в Нижегородской и Оренбургской обл., Бурятии, Усть-Цилемском р-не Республики Коми, на северо-западе европейской России.

Вплоть до 1920 гг. в среде старообрядцев сохранялись запреты на употребление чая, картофеля, конины, чеснока, зайчатины, налима. Многие из таких запретов имели форму апокрифов. Запрет на употребление чеснока объяснялся так: "Когда Исуса Христа распинали, его раны мазали чесноком, чтобы больнее было. Потому и грех употреблять чеснок". Продукты, приобретаемые от нестарообрядцев, следовало подвергнуть определенным процедурам "очищения". Мука, мясо "очищались" в процессе приготовления - "проходя через огонь". Сливочное масло три раза погружали, читая Исусову молитву, в проточную воду.

Само старообрядчество уже с конца XVII в. не было единым и оформлялось во множество конфессиональных общностей. Число их (толков, "согласий", "приходов", "вер") возрастало на протяжении последующих столетий. Размежевание в среде тех, кто не принял реформы, определялось в первую очередь их отношением к институту священства - отсюда два направления: поповцы, беспоповцы. Первые признавали священников, рукоположенных рукоположены в "никонианской церкви", вторые никогда не принимали в свою среду церковносвященнослужителей, рукоположенных после реформирования церкви, считая, что вслед за произведенными никонианскими реформами из мира ушла благодать, в нем воцарился антихрист.

Историки называют старообрядчество своеобразным "православным протестантизмом, поскольку, как и европейские реформаторы церкви, они считали, что, современное им религиозное течение, а именно православие в XVII веке, отошло от традиции, которая на самом деле проще, чище и ближе к верующему.

www.museum.ru/N25648
Ваше мнение »»

»»Российский этнографический музей
Адрес:город Санкт-Петербург, ул. Инженерная, 4/1
Проезд:Ст. м. "Гостиный двор" и "Невский проспект"
Телефоны:(812) 570-5421(экс. бюро)
сайт:ethnomuseum.ru/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: исторические, выставки

важные события  x    ?  

новости от 17.03.2025  x    ?  


Открытие юбилейного года С.А. Есенина в Рязанской области

Выставка "Великая страна - великая Победа. 1941-1945" в Центральном выставочном зале "Манеж", С.-Петербург

Лансере. Отец и сын. К 150-летию со дня рождения Е.Е. Лансере

Женщина за кадром. Постскриптум к 100-летию кинорежиссера Татьяны Лиозновой

Сокровищница графики. Гравюрный кабинет в первой четверти XX века

Сказочные образы в русской керамике

Выставка «Полотенце. История длиною в жизнь» в Архангельском краеведческом музее

Феликс Соколов «Непривычные искажения»

Проект "Гидрокосмос" в Музее-заповеднике «Петергоф»

Научные чтения имени академика И.Ю. Крачковского: Наследие, коллекции, исследования

Выставка «Вспоминая Великую Отечественную…» в Музее Востока

Концерт-посвящение "Модест Мусоргский. Песни и романсы". Ко дню рождения композитора

Выставка «Походный иконостас» в Музее имени Андрея Рублева

В рамках XII Транссибирского Арт-фестиваля. Выставка "Мир русской души"

Французская манера. Гравюры и рисунки XV – начала XVII века

Виктор Черноволенко. Сказка о космосе

Выставка произведений Михаила Полетаева в Российской академии художеств

Чёрный континент, или путешествие по разноцветной Африке

Концерт «К 110-летию со дня рождения Святослава Рихтера и 103-летию со дня рождения Ирины Антоновой»

Выставка «Провинциальные истории» Юрия Абисалова в Российской академии художеств


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru