"Сокровенный Другой" - название выставки открытой Центром современного искусства в Фонтанном доме - Музее Анны Ахматовой. Другой - иной, не такой, как ты. На этой выставке роль "Другого" исполняет Россия. Собственно для мира, в первую очередь для Запада, Россия на протяжении всей своей истории выступала именно в таком амплуа. Годы изоляции за железным занавесом ситуацию только усугубили.
На этой выставке художники, говорящие языком актуального искусства размышляют о России. Здесь нет попытки, утвердить какой-то образ как единственный, догматический, официальный. Это диалог с самой совокупностью понятия Россия. Большинство работ создано специально для этой экспозиции. Идейный вдохновитель и куратор выставки Ольга Копенкина привлекла и несколько произведений предшествующих лет, отвечающих задачи выставки - демонстрации неофициальных представлений о России. "Картины", точнее портреты, получились неожиданными, интригующими и крайне разнообразными. И раньше не было единого представления о России, хотя в предыдущую эпоху они были преимущественно консолидированы вокруг двух полюсов. Для одних в эпоху существования Советского союза наша страна была олицетворением мировой угрозы и мирового зла, для других заповедной территорией осуществления великой утопии. Миром реализации мечты об ином, альтернативном капиталистическому общества. Следы этого мировоззрения можно встретить в творчестве представленных здесь художников.
В разных событиях исторических и социальных, культурных традициях нашли художники свою Россию. Истоки, происхождение образа для иностранного (западного) наблюдателя интересуют Маттса Лейдерштама его "Происхождение" отсылает нас к произведениям восемнадцатого столетия периоду "массового открытия" страны европейцами. Однако большинство мастеров обратились к истории недавней, к времени существования страны Советов. Самым ранним из представленных проектов стал фильм Дмитрия Девяткина и Нам Джун Пайка, снятый в далеком 1978 году. В нем современные медиа - теле и видео - технологии становятся способом диалога и, следовательно, сближения двух идеологическими враждебных систем. И различия между людьми, живущими под сенью статуи Свободы и теми, кто проходит под лозунгом "60-летию Великого октября достойную встречу", выглядят не столь уж существенными.
Символ коммунистической и советской идеологии - Ленин - жив. Во всяком случае, в фильме Марка Бозвела. А пока ирландская художница Сьюзан Келли предлагает посетителям выставки ответить на вопрос классика, ответственного за модель развития России выбранную Владимиром Ульяновом в известной нам реальности. "Что делать?" вопрос сколь вечный, столь и глобальный. Помимо произведения Чернышевского (и угадывающегося за ним образа Ленина) Келли использует еще один русский "бренд" - русский авангард. Стол, на котором вы можете ответить на вопросы к третьему тысячелетию, сделан по проекту Александра Родченко.
Риккардо Зунига в своей композиции обращается ко всем знакомому и даже близкому образу автомата "Калашникова". Гордость советской военной промышленности как орудие воплощение мечты о наступлении мирового социализма.
Самой неожиданной, по признанию автора идеи и куратора выставки Ольги Копенкиной, для нее оказалась работа колумбийца Карлоса Мотта. В его фильме всем знакомый гимн Александрова выглядит по-новому. Песня о единении народов республик советских совмещена с архивной телевизионной записью исполнения гимна колумбийского. Размышления о России возвращают художника к великой мечте Латинской Америки о "Гранд Коломбиа" - едином государстве стран континента.
Россия современная, судя по этой выставке, еще не обрела своего "лица". Для большинства ее образ тесно связан с недавним советским прошлым. Мифы и стереотипы того периода пережили государство, которое они воплощали. Смелый эксперимент Центра современного искусства событие не только культурное, но и политико-социальное. Выставка "Сокровенный Другой" возможность взглянуть в зеркало представлений и ассоциаций западных художников. Кому-то их Россия покажется странной и незнакомой, но и в этом непривычном образе можно заметить знакомые черты. Известно изречение "У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности". И, приблизиться к познанию третьего, можно лишь осознав два первых. Эта выставка, безусловно, может помочь на этом нелегком пути. Для тех, кто не ищет глубокого смысла и философского начала в искусстве эта выставка будет не менее интересна. Известные идеи и образы нашего общего прошлого получили здесь новое, иногда весьма забавное воплощение.
(с) Музеи России