Коллекция иллюстраций к произведениям Пушкина в собрании музея в основном графическая. Она представлена такими именами как Павел Соколов, Николай Кузьмин, Владимир Фаворский, Игорь Ершов, Фёдор Константинов, А.С Бакулевский, М.О.Микешин, Н.Н.Ге. Выставка знакомит с частью иллюстративной коллекции музея и по времени охватывает 19-20 вв. Единственная живописная работа здесь - "Бой Руслана с головой" Н.Н.Ге.
Известно, что первая печатная иллюстрация к произведениям Пушкина - это картинка к "Руслану и Людмиле", фронтиспис поэмы. Выполнена она была по эскизу А.Н.Оленина. "В газетах читал я, что Руслан, напечатанный для приятного препровождения скучного времени продаётся с превосходною картинкой, - кого мне за неё благодарить?" - писал Пушкин 4 декабря 1820 года Н.И.Гнедичу.
При жизни поэта было напечатано всего 19 иллюстраций. А.Брюллов, С.Галактионов, Г.Гагарин обращались к произведениям поэта. Е.В.Павлова отмечает, что "напечатанные при жизни иллюстрации… были крайне малочисленны, носили случайный характер и не были адекватны художественному уровню поэта". Первое иллюстрированное издание Пушкина вышло в свет в 1858 году и иллюстрировались в нём в основном сказки. В конце 19 века, в1888 году, выходит серия "иллюстрированная пушкинская библиотека" из 40 книжечек ценой по три копейки, издание осуществлено было Ф.Ф.Павленковым и носило просветительский характер. Известно, что в 1880-х-90-х годах иллюстрированные издания Пушкина имели колоссальный спрос.
Конец 19 века на выставке представляют литографии по рисункам художника Павла Соколова, иллюстрации к "Капитанской дочке". Выполнены они были ещё в середине 19-го века, изданы в 1890-х годах. Политипаж К.Трутовского, иллюстрация к стихотворению "Жених". Знаменитая "Татьяна" М.О.Микешина, гравюра на стали 1862 года.
В конце 19 века русские читатели познакомились с рисунками самого Пушкина. Были изданы его рукописи, испещрённые на полях рукой поэта. Их появление имело влияние и на художников, работавших с пушкинскими текстами. В коллекции музея есть две работы Никола Кузьмина, из серии иллюстраций к "Евгению Онегину". В 1934 году вышло издание "Онегина" с рисунками Куэьмина. За рубежом роман с иллюстрациями художника выходил 12 раз. Это издание вызвало целую литературу отзывов. Общим было мнение, что "художник повторял манеру набросков Пушкина на полях его рукописей". Сам художник писал, что он хотел "преодолеть, иллюстрируя Онегина" ….оперный штамп, освободить в сознании читателя роман Пушкина из-под наслоений оперных образов". "Дерзновенная мысль проиллюстрировать "Е.О" зародилась у меня осенью 1928г….в Саратове. Там, каждый вечер я уходил в библиотеку и читал "Е.О". Там-то я и прочитал впервые по-настоящему этот роман… многие места "Онегина" открыли для меня свой автобиографический смысл, и казалось заманчивым попытаться расшифровать для себя и для читателя эти места графическими комментариями".
Одно из самых ценных приобретений нашего музея за последние годы - коллекция гравюр В.А.Фаворского: серия иллюстраций к "Борису Годунову" (1955-1956г.г.), "Домику в Коломне"(1929г.), "Маленьким трагедиям" (1961г.), "Избранным произведениям Пушкина" в 3-х томах (1948г.) Все иллюстрации выполнены в технике ксилографии. В этом виде гравюры Фаворский был непревзойдённым мастером, создавшим свою школу. "Искусство знает В.А. Фаворского монументалиста и театрального художника, живописца и скульптора, теоретика и автора рисунков. Но в истории в первую очередь останется Фаворский - гравёр. Даже книги, созданные им, при изменении взгляда на книжную иллюстрацию, на её цели, на её взаимоотношения с литературным текстом могут оказаться впоследствии лишь замечательным памятником своей эпохи. Гравюры же Фаворского будут вызывать живой интерес и глубокое восхищение всегда - пока будет существовать искусство ксилографии" (Е.Левитин. О гравюрах Фаворского.) Пушкина художник иллюстрировал всю жизнь.
Иллюстрации к поэме "Полтава" Ф.Д.Константинова, тоже исполнены в технике ксилографии. Константинов, ученик Фаворского, известный книжный график, иллюстратор русской и зарубежной классики.
Иллюстративная пушкинская графика И.И.Ершова хорошо была знакома детскому читателю 50-60-х годов 20 века: на выставке прекрасные акварели художника к "Сказке о рыбаке и рыбке". И литографии к поэме "Медный всадник" и трагедии "Борис Годунов". И.И. Ершов замечательный художник, работы которого были подарены музею дочерью, Ксенией Ершовой-Кривошеиной, художницей, живущей ныне во Франции.
Сказочная пушкинская тема наряду с работами И.И.Ершова представлена работами Е.И.Пашкова, работавшего в манере Палехских мастеров: эскизы костюмов к спектаклю по сказке "Золотой петушок", 1949год.
Удивительно востребованным оказалось творчество Пушкина не только в мирном "золотом" для русской дворянской культуры веке, но и безумном по своим переменам 20-ом, уничтожившим эту культуру. Культура эта как трава сквозь асфальт пробивалась именем Пушкина в заново отстраиваемых усадьбах - музеях, пушкинских и других. Для многих художников советского времени, творчество Пушкина было реализацией в жизни той "тайной свободы", о которой пел Александр Блок и которую обрести человек может только в Боге. И может быть, такая любовь русского читателя, писателя, художника к поэту связана с тем, что в творчестве его сохранялись христианские начала и Пушкину, художнику, писателю Господь даровал возможность умереть христианином.
Зав. сектором ИЗО О.Н. Сандалюк.