"Альфа-Банк" объявил об открытии в Казани своего филиала. Одним из постоянных направлений работы "Альфа-Банка" в социальной сфере является поддержка проектов в области культуры в разных регионах Российской Федерации. Серьезные намерения одного из солиднейших банков России связан и с Татарстаном. Казанский филиал входит в Попечительский Совет Казанской Государственной консерватории и инициирует создание Попечительского Совета ГМИИ РТ.
Презентация открытия филиала, которая состоялась 18 января, сопровождалась открытием выставки "Графика Н.И. Фешина русского и американского периодов из собрания Государственного музея изобразительных искусств РТ", посвященной 125-летию со дня рождения художника.
Коллекция произведений Н.И. Фешина является визитной карточкой ГМИИ РТ. Ее уникальность не только в том, что казанский музей изобразительных искусств обладает самым значительным в количественном отношении собранием произведений художника в мире, но и высоким качественным уровнем работ.
Николай Иванович Фешин (1881-1955) один из ярких художников русского Серебряного века. Живописец, график, резчик по дереву, скульптор, архитектор, педагог - его универсальность впечатляет. Эмиграция в США в 1923 году позволяет называть его русско-американским художником, но он всегда оставался более русским, чем американским мастером.
Становление Фешина как художника прошло в Казанской художественной школе (1895-1901) и Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге (1901-1909), где он учился у И.Е.Репина. В то же время он был современником свершения "революции формы" в искусстве начала ХХ века, что не прошло мимо него. Сложившаяся индивидуальная система пластического языка позволяет рассматривать Фешина как художника, сформированного эпохой стиля модерн.
Фешина в первую очередь знают как живописца - великолепного портретиста и мастера многофигурной жанровой композиции. Вместе с тем Николай Иванович Фешин - один из самых выдающихся рисовальщиков первой половины ХХ века. Его графическое наследие многообразно: натурный рисунок, включающий зарисовки, штудии обнаженной модели и портрет; литография; графика для печати - декоративная и композиционная; эскизы к тематическим живописным композициям в технике гуаши и пейзажные акварели. Почти все эти виды отражены в уникальном собрании произведений Н.И. Фешина в Государственном музее изобразительных искусств РТ.
Выставка 16 оригинальных графических листов Н.И. Фешина из собрания ГМИИ РТ в "Альфа-банке" дает достаточно полное представление об уровне музейной коллекции и отражает основные этапы творческого пути художника - от работ, созданных еще во время обучения в Академии художеств, штудий казанского периода и портретов, созданных в США.
Жажда утонченной красоты, которой была больна эпоха модерна, изысканно проявилась в ранних эскизах программок и пригласительных билетов на благотворительные балы художников, проводившихся в Академии художеств. Взрывной темперамент Фешина спонтанно и свободно раскрывался в виртуозных гуашевых эскизах к его жанровым живописным композициям "Черемисская свадьба" (1908), "Капустница"(1909), "Бойня" (1910).
Высшими достижениями Фешина в графике является натурный рисунок - штудии обнаженной натуры и рисуночный портрет.
В основе фешинских штудий лежат традиции академического рисования. Художник соблюдает все условия - изображение обнаженной модели, изолированной от окружения, светотеневая моделировка. Одновременно его рисунки ассоциируются с подготовительными рисунками великих итальянских мастеров эпохи Возрождения. При этом его штудии имеют и остро современное звучание за счет выбора моделей, часто далеких от академических канонов, усложненности поз и ракурсов, повышенной экспрессивности. Он стремится передать не столько материальность формы, сколько трепетность ее жизни. Один из шедевров художника был представлен на выставке - штудия обнаженной женской фигуры 1917 года.
В графическом наследии Фешина, как и в живописи, особое место занимал портрет. В казанский период (1909 -1923 гг.), времени расцвета его живописного портрета, он относительно редко обращался к этому жанру в графике, но каждый из сохранившихся портретных образов можно назвать выдающимся. Среди них автопортрет 1921 года, выполненный в технике автолитографии. Тяготы и страдания взбаламученной революцией жизни, постоянное перенапряжение сил и существование на грани возможного наложили свою печать на лицо художника.
Расцвет портретного рисунка Фешина, достижение им полной свободы и виртуозности в использовании средств художественного выражения приходится на американский период. Портретная галерея, созданная им в рисунке, необычайно разнообразна. Ему интересны все: индейцы и мексиканцы, артисты и коммерсанты, высшее и среднее общество. Его привлекают разные возрасты и темпераменты. В человеке он ищет прежде всего индивидуальность облика и характера. Художник стремится раскрыть конкретную личность в его идеальном проявлении. В музейной коллекции американский период представлен в первую очередь произведениями, созданными в поздний, калифорнийский период. Их отличает безупречное мастерство и виртуозность технического исполнения.
Семь портретов, экспонированных в "Альфа-Банке" неизменно привлекали внимание зрителей.
Выставка продлится всего неделю. Но Казанский филиал "Альфа-Банка" и Государственный музей изобразительных искусств РТ планируют продолжение сотрудничества. Ближайшей совместной акцией будет издание альбома "Н.И. Фешин. Натурный рисунок".