Третьяковская галерея продолжает активно работать с современным искусством и обсуждать его. Последнее обсуждение касалось выставки "Ревизия материала"
http://www.museum.ru/n24724, на обсуждении был представлен каталог выставки. Эта выставка не вызвала такого ажиотажа как выставка Уорхола. Это хорошая, качественная выставка современного искусства. Так как по современному искусству есть много вопросов, то обсуждать выставки, конечно, самое верное решение.
Когда посетитель попадает в залы, то первый вопрос формулируется сразу: Что это? Но логика выставки проявляется достаточно быстро. Художники представили свое видение современного искусства с точки зрения материала для творчества. Кирилл Александров выставил металлические скульптуры-конструкции, остроумные комбинации из деревянных кубиков. Татьяна Баданина работает со светом, традиционные лампы дневного света в ее произведениях преобразись в монументальные объекты. Евгений Гор показал металлические конструкции. Его железобетонные произведения, пожалуй, достаточно сложны для зрителя. Живопись Алексея Каменского показывает особый вид произведений. Зрители уже привыкли, что живопись бывает фигуративная (изображение узнаваемых предметов) и абстрактная (свободный набор пятен и линий). Каменский предлагает свой вариант - холст, масло, где буквально ничего не изображено.
Когда понимаешь задачу выставки - показать работу с разным материалами: металлом, деревом, холстом, светом, то возникает следующий вопрос: А нужно ли такое искусство? Часть произведений выполнено специально для выставки, работы сделаны по заранее сформулированному плану. У кого-то может возникнуть ощущение - это искусство от ума, аналитическое искусство: сначала придумали, а потом сделали. Но другая часть работ сделана до идеи выставки. Они были созданы в творческом порыве, а не по кураторскому заказу. То, что 14 авторов выставили ряд произведений в одном ключе - прямой показатель того, что есть такая тенденция: создавать произведения, когда на первое место ставятся свойства материала.
Получается, что идея выставки достаточно ясна. Выставка ровная по качеству представленного материала, она воспринимается в спокойном эмоциональном строе. Скорей всего зритель к такому психологическому климату не привык. Обычно зритель ожидает от выставки сильного эмоционального впечатления: восхищение прекрасным, удивление от необычного, негодование от эпатирующего. Считается, что вызвать эмоциональный отклик - это тоже задача искусства. Если предметы на выставке воспринимаются спокойно - то это искусство или нет? Думаю, здесь можно ответить утвердительно.
Практика восприятия современного искусства еще не слишком велика. Можно сделать некоторое пояснение. Выставка о том, что не всякое произведение искусства должно быть бронзовым бюстом полководца, если это произведение из металла, не обязано изображать старичка-лесовичка, если это скульптура из дерева. Полагаю, что не стоит делать вид, что каждый житель огромного мегаполиса большой поклонник пейзажей в живописи. Какое должно быть искусство для людей, которые не готовы видеть в искусстве сложившиеся штампы, социальные темы, иронию над современными стереотипами? Выставка не ставила своей задачей показать, что современное искусство должно быть именно таким, она показала, что современное искусство может быть таким, как вариант. Необходимо признать, что вариант достойный и убедительный.
Возвращаемся снова к вопросу - нуждается ли общество в таком искусстве? Судя по тому, сколько посетителей пришло на обсуждение выставки - эта тема интересует зрителя.
К выставке выпушен каталог. Он выполнен в единой стилистике с самой выставкой. В оформлении издания сделан акцент на материал - прозрачная пленка суперобложки, необработанный картон обложки, листы каталога скреплены металлической пружиной. При подготовке каталога организаторы столкнулись с дополнительными трудностями. То, что у музейного зрителя скромный опыт восприятия современного искусства - это известно. Оказывается и художественная критика обладает небольшим опытом описания современного искусства. Но потом как-то все образумилось - нашлись слова, сформировались статьи.
Что мы имеем в итоге? Интересный выставочный и издательский проект (Н. Трегуб, иллюстрации приведены из каталога выставки).