НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

От нас ушёл человек высшего порядка - Владимир Николаевич Топоров

14 декабря 2005Санкт-Петербург
Владимир Топоров – лауреат Премии Андрея Белого 2003 года – на церемонии вручения премии в Европейском университете. Санкт-Петербург. 20 декабря 2003 г. Фото Владимира Кузьмина
Владимир Топоров. Фото ИТАР-ТАСС
На 78-м году жизни в Москве скончался академик РАН, член Объединённого Попечительского Совета Международного благотворительного фонда "Рериховское наследие" и Музея-института семьи Рерихов в Санкт-Петербурге ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ ТОПОРОВ.

Воистину, великий филолог Владимир Николаевич Топоров жил вопреки известному тезису «Нельзя объять необъятное». Разнообразие его интересов и увлечений, равно как и научная плодовитость производят впечатление мифа. Он автор двух тысяч работ (более тридцати из них – монографии), относящихся к самым разным областям гуманитарного знания: лингвистике, литературоведению, религии, философии. Его исследования хронологически охватывают период с середины II тыс. до н. э. по конец XX столетия, пространственно – территорию от Египта до Индии и от Туркестана до Скандинавии, лингвистически они покрывают весь ареал распространения индоевропейских языков, прихватывая частично и семитские. Может быть, поэтому заслуги Топорова были отмечены отечественными и зарубежными университетами, академиями, научными обществами и столь непохожими премиями: Государственная премия СССР (в 1990 г. в знак протеста против военно-полицейских действий в Прибалтике он от неё отказался), премия Александра Солженицына (Владимир Николаевич стал первым её лауреатом в 1998 г.), премия Андрея Белого (2003) и др.

Он писал о Пушкине, Карамзине, Тургеневе, Петербургском «тексте» русской культуры [http://kniga.websib.ru/article.htm?153] и славянских языках, индийской драме, балтийской мифологии и начале литовской письменности. Он выпустил два масштабных тома «Святость и святые в русской духовной культуре», огромный том «Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического», многотомное издание «Прусский язык». Всем памятны его работы «К реконструкции индоевропейского ритуала», «Ахматова и Данте». Как справедливо отметил Николай Александров в своей заметке на смерть учёного, «этот небольшой человек с классической внешностью дореволюционного профессора обладал невероятной жизненной силой, фантастической энергией, которая проявлялась в его научных трудах, но также, например, в его страстном футбольном болении. И эта «витальность», прорывавшаяся сквозь кажущуюся «тихость», в немалой степени определяла его человеческую привлекательность».

До последнего времени Топоров продолжал активно работать, а личность его (включающая внешний облик, суждения о жизни и воспоминания о коллегах) была мало известна широкой общественности, – поэтому возникало впечатление, что автор ещё так молод, что ему где-то около пятидесяти лет. Мыслитель, всей направленностью своей духовной работы противостоящий академизму, с декабря 1990 г. был избран в действительные члены Российской Академии наук. И это не меньшая странность для свободомыслящего читателя, привыкшего с 60-х годов делить гуманитарную науку на казенно-академическую и свободную («лотмановскую», «лосевскую», «ивановско-топоровскую»).

Очень метко и ёмко охарактеризовал стиль учёного Владимир Емельянов в заметке к 75-летию Владимира Николаевича [http://www.lebed.com/2003/art3405.htm]: «Текст Топорова нельзя спутать ни с каким другим. Во-первых, его отличает полное отрицание внешнего “я” – всех этих “я полагаю”, “мне кажется”, – или застенчивого “мы”. Создаётся ощущение, что в тексте высказывается сам его предмет, а автор затаился где-то рядом и переживает это самовыражение. Можно говорить о деликатности наблюдателя, который занят не подсматриванием за запретной тайной, а переживанием ее вблизи с разрешения самой тайны. Это переживание старается себя не обнаружить, чтобы не превратить органичную жизнь тайны в экспериментальное существование, в бытие для исследователя. Во-вторых, предложение Топорова, длинное и тягучее, изобилует разрядками и вычленениями корней из значимых слов. Тем самым показывается: разрядкой – ключевое слово, слово-алтарь, вокруг которого нанизываются кольца производных словосмыслов; отделением корня – происхождение слова-алтаря и таинственная игра слов-алтарей в сакральном пространстве. Здесь встречаются начало вещевое, начало родовое и начало духовное. В-третьих, все статьи Топорова изобилуют гиперцитатами в основном тексте и гиперссылками в конце текста. Автор приглашает читателя к медленному раздумчивому чтению, потому что он хочет, чтобы его собственное наслаждение филологического гурмана передалось нам на психофизиологическом уровне».

В.В. Иванов писал о нём: «Владимир Николаевич Топоров – ученый, обнявший в своей работе все основные области знания, относящиеся к достижениям человеческого духа».

Менее месяца назад, 7 ноября 2005 г., умер другой крупный филолог – Михаил Леонович Гаспаров. «Ю.М. Лотман совершенно по-особому относился к двум коллегам: М.Л. Гаспарову и В.Н. Топорову. Говорил: «Так, как они, я не могу». О Топорове отзывался просто, как Крылов о Пушкине: «Гений». Гаспаров и Топоров ушли один за другим…», – написал Роман Лейбов [http://www.livejournal.com/users/r_l/1804376.html].

Нам никогда не забыть научный подвиг В.Н. Топорова – переводчика Дхаммапады [http://www.indiaonline.ru/pub/dm/index.shtml] и Ю.Н. Рериха – редактора её издания, возродивших в 1960 г. русскую «Библиотеку Буддика».

В числе незавершённых трудов В.Н. Топорова – серия «Из истории русской литературы», в которой на данный момент издана только «Русская литература второй половины XVIII века. Исследования, материалы, публикации. М.Н. Муравьёв».

Издательством «Языки славянской культуры» запланирован выпуск собрания сочинений учёного. Последняя книга Владимира Николаевича Топорова – «Из истории петербургского аполлинизма: его золотые дни и его крушение» – вышла в издательстве ОГИ в 2005 г.

www.museum.ru/N24733
Ваше мнение »»

»»Санкт-Петербургский государственный Музей-институт семьи Рерихов
Адрес:город Санкт-Петербург, Васильевский остров, 18-я линия, д. 1
Проезд:От станций метро "Василеостровская", "Приморская"
Телефоны:(812) 327-3506
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: мемориальные, другие

важные события  x    ?  

новости от 17.09.2019  x    ?  


639 годовщину Куликовской битвы отпразднуют на Куликовом поле

В Музеях Московского Кремля открывается новый лекционный сезон

Объявлена программа фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера 2019»

«Щукин. Биография коллекции»: рекорд посещаемости и другие итоги выставки

"Без лести предан". К 250-летию со дня рождения графа А.А. Аракчеева

Шпалеры XIX–XX веков в собрании Эрмитажа

Саратовский областной музей краеведения на фестивале «Укек. Один день из жизни средневекового города»

«Тайна природы». Выставка произведений Татьяны Образцовой

Жизнь в средневековом Хорасане. Гениза из Национальной библиотеки Израиля

«Он миру чужд был. Все в нем было тайной…». К 205-летию Михаила Юрьевича Лермонтова

В Сарапуле отметят 110-летие старейшего музея Удмуртской Республики

"Союз молодежи". Русский авангард 1909-1914. Выставка в Еврейском музее и центре толерантности

Фестиваль науки в Дарвиновском музее будет посвящен эволюции и юбилею Ч. Дарвина

«Улетаешь? Улетай!» - групповой проект 20 современных художников в Галерее "Нагорная"

Уставшая пластика. Инсталляция в музее Льва Гумилева

"ЗооПалитра" закрывает юбилейный выставочный сезон

"Невавилонская библиотека"

Дни российско-вьетнамской дружбы в Военно-медицинском музее

Валерий Вальран. Слушая музыку. Живопись

«Я болею болезнью сердца» (к 80-летию со дня смерти Константина Коровина)

«Мертвые души» Михаила Булгакова

Презентация книги Ланы Борисовой «Луис Ортега. Портрет Ахматовой» в Доме Гоголя

В Красноярске покажут работы 35 лучших современных фотографов Тайваня

Ностальгия по настоящему. Выставка волгоградских художников Николая и Нины Зотовых

Словарь писателей Михаила Булгакова: Георгий Гайдовский

Зураб Церетели. Магический реализм. Объемная эмаль, графика, скульптура.

Живая линия образа. Выставка петербургского художника Андрея Бодрова в Волгограде

Живопись Виктора Лосева из частной коллекции Г.Н. Фёдорова

Алексей Боровиков. Весна пополам. Керамика


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru