С 25 ноября 2005 года по 10 марта 2006 года Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина приглашает посетить выставку "Майя", посвященную юбилею Майи Плисецкой. Вернисаж состоится 24 ноября 2005 года в 16.00.
Майя Плисецкая… Лицо русского балета и его легенда… Порывистая, эмоциональная, насквозь современная, темпераментная, трагическая танцовщица противоречивого и сложного XX века, и в то же время идеальное воплощение московской школы классического танца с его отточенностью и чистотой линий. Вот она летит над сценой в феноменальном прыжке, отменяющем силу земного притяжения, а потом ступает на подмостки полной ступней, "не на цыпочках пуантов, а сильно, плотски, человечьи", как сказал о ней Андрей Вознесенский. Она сумела превратить смелость в эстетическую категорию и никогда не теряла мужества и стойкости - ни в творчестве, ни в жизни.
Плисецкую называют блистательной, легендарной, непревзойденной, Богиней… А начиналось всё в далекие 20-е годы прошлого столетия. Однажды на одном из московских бульваров внимание москвичей привлекала маленькая рыжеволосая девочка. Вытянувшись на носочках, это рыжее чудо вдохновенно танцевало под уличное радио-вальс Делиба из балета "Коппелия".
Это было первое публичное выступление будущей балерины Майи Плисецкой. Потом была учеба в Московском хореографическом училище. С 1 апреля 1943 года для Плисецкой началась яркая, но трудная жизнь на сцене Большого театра, на сцене, которую Майя Михайловна считает лучшей сценой мира.
Природа одарила Плисецкую "певучим" телом, которым балерина владела в совершенстве. У неё гибкая "модильянистая", по выражению А. Вознесенского, шея; красиво посаженная голова, стройная, сильная спина; прекрасной формы ноги, а мягкие и гибкие руки Плисецкой называют "произведениями искусства". По выражению многих критиков, Плисецкая является ярчайшим "воплощением классической чистоты и дисциплины".
Уже первые зарубежные гастроли закончились полным успехом балерины и признанием её как одной из лучших балерин мира. Известный американский критик, приверженец танца "Модерн" Джон Мартин отмечал, что с помощью логики "московского стиля" балерина "способна создавать самые волнующие образы".
Плисецкую называют "Королевой русского балета". 10 октября 1993 года на сцене Большого театра состоялся юбилейный вечер Майи Михайловны Плисецкой - 50 лет на балетной сцене. Программа вечера, составленная ею самой, была представлена только танцем, без приветственных речей и хвалебных слов. На юбилее была впервые показана "Безумная из Шайо" Р.К.Щедрина. 50-летний юбилей стал, по выражению самой балерины "её звездным часом".
Выставка строится по монографическому принципу. В большом зале будут присутствовать материалы, отображающие творческий путь балерины на сцене Большого театра, который условно можно разделить на три этапа:
I. Солистка Большого театра. В её репертуаре: страстная Зарема; поэтичная, изящная Аврора; огневая и озорная Китри; героическая Лауренсия; романтическая Джульетта; лирическая, гордая Одетта и коварная обольстительница Одиллия и другие известные партии .
II. "Кармен - сюита" Ж.Бизе - Р.К.Щедрина. С этого балета начинается новый этап творчества балерины, когда она уже хочет танцевать по-другому, ей хочется испытать в балете новые формы. Её стремление к новизне балетного языка поддерживают зарубежные хореографы, специально для нее поставившие "Гибель розы" (Ролан Пети); "Болеро" Равеля и "Айседору" (Морис Бежар).
III. Плисецкая - хореограф. В этом разделе представлены такие балеты, как "Анна Каренина", "Чайка" и "Дама с собачкой" Р.К.Щедрина.
IV. Малый зал отдан под зарубежную деятельность балерины. Еще со времен "Спящей красавицы" и "Раймонды" Плисецкая тяготела к воплощению трагедийных образов. Возможность станцевать подлинную трагедию предоставили балерине иностранные труппы. Здесь представлены работы, осуществленные Майей Плисецкой в Европе и Америке.
Выставка посвящается не только блистательному творческому пути балерины, но её мужеству и её гражданской позиции, её способностям в преодолении не только балетного репертуара, но и её стойкости в преодолении травм и болезней, многократно встречающихся на пути танцовщиков.
Данная выставка, подготовленная ведущими сотрудниками музея при участии и с одобрения Майи Плисецкой - поклон гениальной танцовщице, рассказ о ее блистательном творческом пути - работе на сцене Большого театра, сотрудничестве с ведущими мировыми хореографами, ее собственных балетных постановках.
Множество фотографий, среди которых немало уникальных, театральные костюмы, документы из личного архива Майи Плисецкой, афиши, эскизы декораций воссоздают образ, в котором каждый из поклонников ее творчества может до бесконечности открывать что-то новое.
Кроме того, на выставке в часы ее работы демонстрируется документальный фильм Никиты Тихонова "Ave, Майя", рассказывающий о работе Майи Плисецкой в разные годы. В него включены фрагменты репетиций, отрывки из балетов Бежара, Пети, различных балетов Большого театра с участием Майи Плисецкой.
Стоимость билетов: Школьники, пенсионеры - 50 руб. Студенты - 70 руб. Взрослые - 100 руб. Билет на выставку дает право посетить также постоянную экспозицию музея.