18 ноября в 17.00 в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н.Радищева откроется выставка Иллариона Голицына "Живопись. Скульптура" и Валентины Куцевич "Живопись", Москва.
Творчество Иллариона Владимировича Голицына, одного из блестящих графиков второй половины XX века, во многом определившего пути развития этого вида искусств, на нашей выставке представлено живописными работами последнего десятилетия.
Илларион Голицын впервые заявил о себе в серии линогравюр "Будни пригорода" (1956-1957), в которой уже был виден будущий крупный художник, привлекающий мягким юмором, лиризмом, умением увидеть и раскрыть поэтическое в том, что кажется обыденным, повседневным. В его ранних работах искусствоведы находят параллели с итальянским неореализмом (А.И.Морозов), но в целом в его творчестве преобладает не драматизм или жесткая ирония, а отчетливая симпатия к персонажам и лиричность. Илларион Голицын не просто привлекает, а благодаря эмоциональной энергии "властно втягивает зрителя в атмосферу духовной насыщенности" своих произведений. Восхищает мастерство графика. Кажется, линогравюра тяготеет к энергичной линии, экспрессии, весомости. Но художник тонко передает также ауру нежности, задумчивости, глубокого размышления.
Та же духовная щедрость, искренность и экспрессивность наполняют его живописные произведения.
Представленные на выставке живописные полотна можно условно поделить на две группы, Одни написаны в знаменитом доме В. Фаворского и Ефимовых на Новогиреевской, другие - в деревне Дягунино, у истоков Волги, где каждое лето проводит художник со своей семьей.
Центральное место на выставке занимает "Большой красный интерьер" (2003). Он полон тайн, тревоги, волнения. Вместе с тем взятый мощно, массивно и пластично контраст красных стен, белых портьер и скатерти вносит ноту жизнеутверждения Бытия. Большой смысловой емкости и пластичности И.Голицын достигает благодаря тому, что его не интересует внешняя оболочка предметов - позолота рам или бархатистость тканей. Материальные качества видимого мира его не волнуют. Холст возникает из его раздумий не о фактах жизни, а о жизни в целом, значительной во всех своих проявлениях. Колоссальный опыт гравера, резчика дают ему удивительную свободу в работе маслом. Энергичные, несколько хаотичные мазки могут легко остановиться, будто слившись в упругую черную или красную линию, или расплыться в пламенеюще-красной плоскости, создавая ритм движения и развития цвета в линиях, пятнах и формах.
В каждой работе И.Голицына есть собственная логика красок. Он любит Сезанна, никогда не подражая ему, доверяясь только Природе и собственному опыту.
И.Голицын всегда работал в разных жанрах. На выставке представлены портреты отца и матери, автопортрет, портрет Ирины и Андрея Васнецовых.
Совершенно органично в экспозицию нашей выставки вошли скульптуры художника, которые представляют собой собственно живопись на плитах и расписную круглую пластику.
"Последние пять лет в деревне рублю и крашу известняк, увлечен его белой поверхностью. Спил известняка великолепен, акварель ложится на него чудесно. Известняка очень много вокруг моего дома на Верхней Волге! Река у нас течет в известковом ложе, ручьи, как на Северном Кавказе, журчат в каменных плитах", - так рассказывает сам художник о своем пристрастии, которое является не просто временным увлечением, а помогает ему полнее и ярче раскрыть свое представление о добре и красоте.
Работы Иллариона Голицына, по словам Ю.Герчука, сохраняют "юношескую свежесть поиска и живое чувство жизни".