Золотая карта России в Третьяковской галерее проходит в 27 раз. Вот уже более пяти лет как столичный музей принимает у себя региональные собрания. На этот раз в Москве представлены произведения Нижегородского государственного художественного музея. Музейные собрания неоднородны, они разного уровня. Про выставки Золотой карты говорят - хорошая выставка, небольшая выставка. Про нижегородскую выставку говорят - выставка столичного уровня.
Нижегородский музей не является темной лошадкой в музейном мире. Собрание Нижегородского художественного музея широко известно высоким уровнем коллекции живописи. Произведения из собрания Третьяковской галереи и Нижегородского музея неоднократно принимали участие в совместных российских и зарубежных выставках. Даже сейчас произведения этих музеев представляют русское искусство в Нью-Йорке, Париже и Брюсселе. Не все картины, которые хотелось представить в Москве, сейчас свободны. В Нижегородском музее есть несколько известных работ художников авангардистов, которые практически все время находятся на гастролях и редко бывают в родном Нижнем Новгороде. К сожалению работы "Импровизация "№9" В. В. Кандинского, "Кацапская Венера" М. Ф. Ларионова, К. С. Малевича не представлены. То есть Третьяковская галерея показывает зрителю не новый, малоизвестный музей, а музей-партнер с которым давно сотрудничает. Третьяковская галерея пошла еще дальше. Она не только принимает Нижегородский музей, но и отправила в Нижний Новгород вариант выставки "Пленники красоты". Выставка в Нижнем откроется в конце недели. Это знак большого доверия. Одно время у Третьяковской галереи была практика работы с передвижными выставками, но с наступлением сложной экономической ситуации проводить такие выставки перестали. Последнее время увеличилось число обменных выставок.
Что же представлено на выставке "Волжский проект"? Все известные имена, но малоизвестные столичному зрителю работы. Все это есть в Третьяковской галерее в гигантских размерах - большие полотна, численное изобилие. Нижегородская коллекция иного толка. К. П. Брюллов "Гадающая Светлана" (1836) - небольшая работа, она хорошо повешена - на уровне взгляда, зритель может насладиться тонкостью живописной техники, рассмотреть как написано лицо. А. Г. Венецианов представлен "Спящей девушкой" (1840), без навязчивой крестьянской темы, которую прочно ему привязали.
Один из разделов выставке посвящен теме Нижнего Новгорода в живописи. Город и его окрестности писали Н. Г. Чернецов, А. П. Боголюбов, А. К. Саврасов, К. Ф. Юон.
Как и многие музейные собрания, коллекция нижегородского музея значительно пополнилась произведениями, которые попали из купеческих и дворянских усадеб. Усадебный раздел представляют - Ф. С. Рокотов, А. Г. Венецианов, И. Н. Крамской.
Персона А. М. Горького неоднозначна в истории. Нижний Новгород уже успел побывать городом Горьким и вернуть свое имя обратно. Но нижегородцы не спешат забыть имя человека, который многое сделал для художественного музея. Горький передал в музей произведения С. А. Сорина, Н. В. Нестерова, И. И. Левитана. По завещанию писателя в коллекцию поступили несколько работ Б. М. Кустодиева, Н. К. Рериха, П. П. Кончаловского.
Нижегородский музей показывает произведения высочайшего класса. Нет такой задачи перечислить все фамилии. Каждая работа - шедевр.
К выставке выпущен каталог. За словом каталог может скрываться разное содержание. Листочек свернутый в 3 раза может называться каталог. Книжка-малышка в виде тетрадки в мягкой обложке может называться каталог. К нижегородской выставке выпущен каталог - альбомный формат, твердый переплет, 100 страниц, 67 иллюстраций. Валерий Павлинович Шанцев лично проследил, чтобы Нижегородский музей выступил достойно.
Сделать выставку в Москве почетно для каждого музея. Это привлечения внимания к музею со стороны местной администрации, так как именно она выделяет средства на реставрацию, перевозку, каталог. Это привлечение внимания со стороны СМИ так как такие большие проекты всегда хорошо освещаются. А нужны ли такие выставки москвичам, которые являются довольно разборчивыми зрителями? Администрация музея сообщает, что у проекта "Золотая карта России" свой постоянный контингент зрителей, который ходит на все выставки из региональных музеев (Н. Трегуб).