НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

АРХУМАС: казанский авангард 1920-х

c 26 октября по 26 ноября 2005Республика Татарстан
Родченко А.М. Девушка с цветком. 1916. Картон, темпера
Плещинский И.Н. Улица. Казань. 1920. Бумага, линогравюра
Чеботарёв К.К. Красная Армия. 1917. Картон, масло
Тагиров Ф.Ш. Шагай левой. Плакат. 1920-е. Бумага, гуашь
Ежова Е.Н. Композиция. 1923. Холст, темпера
С 26 октября по 26 ноября 2005 года в Выставочном зале Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан (ГМИИРТ) проходит выставка "АРХУМАС: казанский авангард 1920-х", приуроченная к 110-летию Казанской художественной школы.

АРХУМАС - Казанские архитектурно-художественные мастерские - одно из названий Казанской художественной школы, основанной в 1895 г., реорганизованной в 1918 г. в высшее учебное заведение с живописным, скульптурным, архитектурным и графическим факультетами и просуществовавшей в этом статусе до 1926 г. (с 1935 г. - Казанское художественное училище).

АРХУМАС стал средоточием авангардистских исканий казанской художественной молодежи, творческой лабораторией новаторских методов обучения, вырабатываемых совместно и параллельно с московским ВХУТЕМАСом, и оказал влияние на развитие изобразительного искусства и архитектуры не только Казани и Поволжского региона, но и других городов бывшего Советского Союза, где работали его выпускники и преподаватели: Москвы, Ленинграда, Киева, Свердловска, Самарканда, Оренбурга, Астрахани и др.

Среди других провинциальных художественных школ АРХУМАС выделялся наличием специально построенного здания, оснащением мастерских специальным оборудованием, обширной научной библиотекой, собственным учебным музеем. Помимо педагогов старшего поколения - Н.И. Фешина, П.П. Бенькова, Г.А.Медведева, система преподавания которых давала возможность молодым художникам, ищущим новых путей в искусстве, делать это на основе серьезной академической школы, обеспечивавшей свободу формотворчества, в АРХУМАСе преподавали художники новых направлений: П.А.Мансуров, А.М. Рухлядев, Ф,П. Гаврилов, Н.С. Шикалов, И.Н. Плещинский, К.К.Чеботарев, А.Г. Платунова, С.С.Федотов, Б.И. Урманче и др.

В соответствии с программой мастерских, ориентированной на тесную связь научных знаний и практической работы, на необходимость создания новых форм искусства, учебная работа сочеталась с производственной. В АРХУМАСе исполнялись почти все виды художественных работ, в которых нуждался город: праздничное оформление улиц и площадей, установка памятников, перепланировка парков, художественные и печатные работы для госучреждений, другие виды агитационно-массового искусства.

На базе АРХУМАСа действовали все радикальные художественные группировки Казани: "Подсолнечник" (1918), сочетавший эстетику модерна с авангардистскими направлениями, "Всадник" (1920-1924), единственное в российской провинции 1920-х годов объединение, программно заявившее о развитии гравюры как самостоятельного искусства, осуществившее ряд малотиражных изданий, снабженных авторскими оттисками гравюр, в которых нашли отражение экспрессионистские и абстракционистские увлечения членов коллектива, ТатЛЕФ (1923-1926), осуществлявший идеи производственного искусства, "Декларация пяти" (1927), развивавшая ОСТовское направление в живописи.

Решающую роль АРХУМАС сыграл в формировании нового облика татарской полиграфии, дав возможность получить профессиональное образование целой плеяде татарских художников, среди которых выделяется Ф.Тагиров, создавший свой неповторимый стиль, представляющий своеобразный восточный вариант конструктивизма, органично соединивший древние национальные истоки с авангардными формами европейской культуры.

Особенностью казанского искусства 1920-х годов стало то, что наиболее ярко и последовательно авангардистские искания осуществлялись в графике. Немаловажное значение здесь имело содружество и сотрудничество художников с искусствоведами П.М. Дульским и П.Е.Корниловым, уделявшими большое внимание критике и историографии графического искусства, педагогической и музейной работе. Организованная ими серия графических выставок, экспонентами которых стали ведущие мастера русской и европейской графики: В. Фаворский, А. Кравченко, Д. Митрохин, В. Замирайло, Н. Куприянов, Г. Верейский, А. Гончаров, А. Остроумова-Лебедева, К. Кольвиц и др., стала уникальным явлением российской художественной жизни.

Если понятие "русский авангард" сегодня известно всем и подразумевает вполне определенный, ставший традиционным, набор имен и символов, то казанское искусство 1920-х годов демонстрирует, что границы его гораздо шире очерченных Москвой и Петербургом.

Художественная Казань, прошедшая общий для русского авангарда путь от модерна и импрессионизма к футуризму, экспрессионизму, абстракционизму, конструктивизму и пр., не только отражала столичные тенденции, но развивала их и рождала такие феномены, как графический коллектив "Всадник", татарская конструктивистская книга, которые включают Казань в контекст мирового искусства ХХ века.

На выставке экспонируются произведения из фондов Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, Национального музея Республики Татарстан и частных коллекций.

С 29 апреля по 6 июня 2005 года выставка с успехом прошла в Москве в галерее "Арт-Диваж", вызвав живой интерес специалистов и широкой публики, получив активный и благожелательный отклик столичной прессы. Выставку спонсировали галерея "Арт-Диваж" и ОАО "Единая Европа - холдинг", обеспечившие реставрацию и оформление ряда работ, выход в свет прекрасно изданного каталога.

Внимание! По субботам в 11.00 и 14.00 проводятся тематические публичные экскурсии по выставке: "Казанский авангард, казанская художественная школа в 20-е годы, художники - участники АРХУМАСА"

www.museum.ru/N24075
Ваше мнение »»

»»Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Адрес:Республика Татарстан, г. Казань, ул. К. Маркса, 64
Проезд:Все виды городского наземного транспорта до ост. "ул. Толстого" или "ул. Гоголя"
Телефоны:(843) 236-69-31
сайт:izo-museum.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 16.07.2019  x    ?  


«Безымени». Выставка работ неизвестного художника из собрания KGallery

XIII Красноярская музейная биеннале «Переговорщики»

Выставка «Принцессы Дома Романовых...» в Калининградском историко-художественном музее

Вечер памяти А.П. Чехова в Доме И.С. Остроухова в Трубниках

Выставка "Дань памяти. Майданек, который увидел весь мир"

IV Школа музейного развития "За границами столиц" в г. Тотьме

Выставка «Искусство 20 века» в Красноярском художественном музее им. В.И. Сурикова

II Всероссийский конкурс «Корпоративный музей» в Перми. Прием заявок

Выставка «Николай Ромадин. Ученик Михаила Нестерова»

«Мыслящий тростник». Тютчев и Мандельштам. Параллели

Выставка о ветеранах рыбной промышленности в Калининградском историко-художественном музее

Картинки из Зазеркалья. Алиса Белкина. Марина Белкина. Графика

Выставка «Городские впечатления» в Калининградском историко-художественном музее

III-й открытый научно-практический форум «Прикамское собрание» приглашает к участию

Выставка «Мир насекомых» в Саратовском областном музее краеведения

Музею Лескова 45!

Источник вдохновения. Театральный и народный костюм

Эрмитаж-Лувр. Мечта об Италии. Коллекция маркиза Кампаны

Выставка «Императорский собор преподобного Исаакия Далматского» в Коломенском

Учитель и ученик. Игумен земли русской Сергий Радонежский и великий иконописец Андрей Рублев

Фотовыставка "Храмы Котласского района" в Котласском музее

Выставка "Небо и Земля" в Старой Ладоге

Выставка «За службу и храбрость. К 250-летию учреждения ордена Святого Георгия» в Коломенском

К 65-летию Сергея Курёхина. По следам «Поп-механики»

Выставочный проект «Стиль на выбор. Интерьеры эпохи историзма» в Люблине

Герд Людвиг. Длинная тень Чернобыля

“Наряды русских государей XVII – XVIII века”. Театр исторического костюма в Коломенском

Шедевры Пикассо, Поленова и Пластова представят на ВДНХ

Проект «Литературные ужины». Летний сезон. Июль

«Декорации» Жана-Кристофа Куэ


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru