С 26 октября по 26 ноября 2005 года в Выставочном зале Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан (ГМИИРТ) проходит выставка "АРХУМАС: казанский авангард 1920-х", приуроченная к 110-летию Казанской художественной школы.
АРХУМАС - Казанские архитектурно-художественные мастерские - одно из названий Казанской художественной школы, основанной в 1895 г., реорганизованной в 1918 г. в высшее учебное заведение с живописным, скульптурным, архитектурным и графическим факультетами и просуществовавшей в этом статусе до 1926 г. (с 1935 г. - Казанское художественное училище).
АРХУМАС стал средоточием авангардистских исканий казанской художественной молодежи, творческой лабораторией новаторских методов обучения, вырабатываемых совместно и параллельно с московским ВХУТЕМАСом, и оказал влияние на развитие изобразительного искусства и архитектуры не только Казани и Поволжского региона, но и других городов бывшего Советского Союза, где работали его выпускники и преподаватели: Москвы, Ленинграда, Киева, Свердловска, Самарканда, Оренбурга, Астрахани и др.
Среди других провинциальных художественных школ АРХУМАС выделялся наличием специально построенного здания, оснащением мастерских специальным оборудованием, обширной научной библиотекой, собственным учебным музеем. Помимо педагогов старшего поколения - Н.И. Фешина, П.П. Бенькова, Г.А.Медведева, система преподавания которых давала возможность молодым художникам, ищущим новых путей в искусстве, делать это на основе серьезной академической школы, обеспечивавшей свободу формотворчества, в АРХУМАСе преподавали художники новых направлений: П.А.Мансуров, А.М. Рухлядев, Ф,П. Гаврилов, Н.С. Шикалов, И.Н. Плещинский, К.К.Чеботарев, А.Г. Платунова, С.С.Федотов, Б.И. Урманче и др.
В соответствии с программой мастерских, ориентированной на тесную связь научных знаний и практической работы, на необходимость создания новых форм искусства, учебная работа сочеталась с производственной. В АРХУМАСе исполнялись почти все виды художественных работ, в которых нуждался город: праздничное оформление улиц и площадей, установка памятников, перепланировка парков, художественные и печатные работы для госучреждений, другие виды агитационно-массового искусства.
На базе АРХУМАСа действовали все радикальные художественные группировки Казани: "Подсолнечник" (1918), сочетавший эстетику модерна с авангардистскими направлениями, "Всадник" (1920-1924), единственное в российской провинции 1920-х годов объединение, программно заявившее о развитии гравюры как самостоятельного искусства, осуществившее ряд малотиражных изданий, снабженных авторскими оттисками гравюр, в которых нашли отражение экспрессионистские и абстракционистские увлечения членов коллектива, ТатЛЕФ (1923-1926), осуществлявший идеи производственного искусства, "Декларация пяти" (1927), развивавшая ОСТовское направление в живописи.
Решающую роль АРХУМАС сыграл в формировании нового облика татарской полиграфии, дав возможность получить профессиональное образование целой плеяде татарских художников, среди которых выделяется Ф.Тагиров, создавший свой неповторимый стиль, представляющий своеобразный восточный вариант конструктивизма, органично соединивший древние национальные истоки с авангардными формами европейской культуры.
Особенностью казанского искусства 1920-х годов стало то, что наиболее ярко и последовательно авангардистские искания осуществлялись в графике. Немаловажное значение здесь имело содружество и сотрудничество художников с искусствоведами П.М. Дульским и П.Е.Корниловым, уделявшими большое внимание критике и историографии графического искусства, педагогической и музейной работе. Организованная ими серия графических выставок, экспонентами которых стали ведущие мастера русской и европейской графики: В. Фаворский, А. Кравченко, Д. Митрохин, В. Замирайло, Н. Куприянов, Г. Верейский, А. Гончаров, А. Остроумова-Лебедева, К. Кольвиц и др., стала уникальным явлением российской художественной жизни.
Если понятие "русский авангард" сегодня известно всем и подразумевает вполне определенный, ставший традиционным, набор имен и символов, то казанское искусство 1920-х годов демонстрирует, что границы его гораздо шире очерченных Москвой и Петербургом.
Художественная Казань, прошедшая общий для русского авангарда путь от модерна и импрессионизма к футуризму, экспрессионизму, абстракционизму, конструктивизму и пр., не только отражала столичные тенденции, но развивала их и рождала такие феномены, как графический коллектив "Всадник", татарская конструктивистская книга, которые включают Казань в контекст мирового искусства ХХ века.
На выставке экспонируются произведения из фондов Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, Национального музея Республики Татарстан и частных коллекций.
С 29 апреля по 6 июня 2005 года выставка с успехом прошла в Москве в галерее "Арт-Диваж", вызвав живой интерес специалистов и широкой публики, получив активный и благожелательный отклик столичной прессы. Выставку спонсировали галерея "Арт-Диваж" и ОАО "Единая Европа - холдинг", обеспечившие реставрацию и оформление ряда работ, выход в свет прекрасно изданного каталога.
Внимание! По субботам в 11.00 и 14.00 проводятся тематические публичные экскурсии по выставке: "Казанский авангард, казанская художественная школа в 20-е годы, художники - участники АРХУМАСА"