В Выставочном зале ТОКГ 7 октября начала работу юбилейная выставка Николая Викторовича Дочкина - одного из самых талантливых и известных тверских живописцев.
Николаю Викторовичу - семьдесят. Людям, близко его знающим, трудно поверить в это: он полон сил и энергии, много работает, путешествует, открывает свои выставки в разных городах России. Его не покидает желание видеть новые места, искать и находить трогающие чуткую душу виды родной природы, исследовать ее жизнь.
Николай Викторович Дочкин родился в 1935 году в деревне Тростниковка Тульской области, в 1949 г. переехал с семьей в город Калинин (ныне Тверь), где и получил начальное художественное образование в Детской художественной школе. Он учился у скульптора А.М. Сперанского, художника И.Т. Синякова, искусствоведа Н.Ф. Судаковой, к которым и сейчас хранит чувства уважения и благодарности.
Важным этапом в жизни Николая Викторовича стало обучение в Елецком художественном училище, где знакомство с необыкновенно талантливым художником В.С. Сорокиным оказало огромное влияние на его дальнейшее творческое становление и выбор того направления в искусстве, которое прослеживается в работах Дочкина до сих пор. Это, прежде всего, приверженность традициям московской живописной школы. Не менее значительными для формирования мировоззрения художника стали знания, полученные им в Московском областном художественном училище "Памяти 1905 года".
Трудные годы учебы, службы на флоте, начала самостоятельной работы художник вспоминает по-доброму, и с понятной грустью. Его память удивительным образом хранит множество впечатлений от встреч с людьми, прочитанных книг, первых живописных опытов. Сегодня Дочкин - признанный мастер. Его творчество любят зрители, понимают коллеги-художники, не обходят вниманием искусствоведы. В 1997 году ему присвоено звание Заслуженного художника России, а в 2005 -Народного.
В юбилейной выставке более 100 живописных произведений, созданных в разные годы. Она построена по ретроспективному принципу и позволяет проследить основные этапы творческой деятельности художника. Открывают экспозицию произведения 1970-80-х годов. Тогда в художественной жизни страны ощущался повышенный интерес к живописи, появились вызванные временем новые темы: трудовая, спортивная, строительная, индустриальная. Следуя общим тенденциям, вместе с художником Б.С. Запрудновым, Николай Дочкин много ездит по нашей области, изучает жизнь новостроек, рабочих и рыбаков. Совместно молодые художники создают серии: "Будни рыбаков Селигера", " На новостройках", не забывая и о камерном жанре пейзажа.
Из немногих сохранившихся в мастерской Николая Викторовича работ этого времени в экспозицию вошли "Турбаза "Соколенок"", индустриальный пейзаж "Трудовые будни". В них звучат героические интонации "сурового стиля", чувствуется стремление к живописной монументализации станковых образов. На рубеже 1980-90-х гг. художник отходит от общественно значимых тем. Он все чаще обращается к природе, видимо, интуитивно чувствуя в ней прообраз искусства. У него проявляется интерес к картине, прежде всего, как к живописному организму. В картинах "Проселки", "Весной", "Сырая зима" сильное и чистое лирическое переживание соединяется со свободной живописностью, а присущая станковой живописи личная интонация с общей приподнятостью художественного строя.
Важным акцентом экспозиции являются произведения "Байкальской серии", которая стала итогом командировки в Сибирь. Поездка в эти удивительные места вызвала сильный творческий импульс, взволновала душу художника. Ощущение первозданной архаической красоты, иного уклада жизни оказали влияние и на манеру письма. Произведения этой серии романтически эмоциональны. Их лаконичный стиль смягчен поэтическим переживанием и философским раздумьем.
В произведениях 1990-х годов также чувствуется нарастание декоративности. Все большую роль начинает играть стремление воссоздать среду, изменчивую, подвижную, динамичную - "День угасает", "Колорит осени", "Голуби над Окой". На рубеже веков беспокойный дух поиска приводит мастера к новым творческим открытиям. Привычная "благозвучность" цвета обогащается умением использовать как смелые контрасты, так и тонкие нюансы цвета, пластической формы, пространства, фактуры. Любой изображенный предмет проникается средой, дышит ею - "Затверечье", "Зима", "Царский тракт", "Метель". В подобных произведениях нарастает эмоциональное, интуитивное ощущение пространства. В творчестве художника все больше проявляется своя, выстраданная "концепция" природы, когда он практически перестает стремиться к тождеству объекта и изображения.
Выставка показывает все многообразие художественных и духовных поисков Н.В. Дочкина на протяжении многих лет, но, тем не менее, все они имеют единую основу. Эстетическое сознание художника апеллирует не столько к новизне и эксперименту, сколько к традиции и к общим основополагающим категориям, таким как, верность натуре, поэтическая метафора, романтика, идеал, эмоциональность. Николай Дочкин не стремиться к принципиальному изменению художественных принципов, а скорее тяготеет к внутренне осознанному образцу, последовательно осуществляя некую модель, живущую в глубине сознания. В своем творчестве художник следует московской живописной традиции, развивая последовательно тот тип русского импрессионизма, который выразился в искусстве мастеров "Союза русских художников". Использование разработанных ими принципов открывает возможность творческого переживания, ощущения природы, а не только выбор интересного мотива и перенос "видов" на полотно. Каждая выставка является для художника сложным экзаменом, но и помогает ему осознать пройденные этапы и наметить будущие направления.
Желаем Николаю Викторовичу Дочкину дальнейших творческих успехов, открытий, новых впечатлений, и, конечно же - доброго здоровья на многие годы!
(Фотограф - Михайлов Б.А.)