2 сентября в 16 часов Государственный музей А.С.Пушкина приглашает в Выставочные залы на Арбате (Арбат 55/32, вход со стороны Денежного переулка)) на открытие выставки "От поэтической утопии к зримому духу: Г.Фогелер - Р.Штейнер - Й.Бойс".
Представляемая выставка проходит в рамках культурного диалога между Россией и Германией и является совместным проектом музея Г. Фогелера в Ворпсведе (Германия) и Архива Р. Штейнера в Дорнахе (Швейцария). Художник и мыслитель Генрих Фогелер (1872-1942), основоположник антропософии Рудольф Штейнер (1869-1925) и один из самых значительных художников послевоенного времени Йозеф Бойс (1921-1986) - выдающиеся деятели немецкой культуры, творчество которых заметно повлияло на культурную жизнь ХХ столетия, определив многие художественные явления современности. Всех их объединяет глубинная связь с Россией, которую они считали своей духовной Родиной. Главные персонажи выставки будут для русской публики в определенном смысле "знакомыми незнакомцами". Знакомыми, потому что уже давно принадлежат культурному контексту России. Однако, в этом выставочном проекте впервые делается попытка проанализировать общность их духовного наследия, прослеживается внутреннюю связь этих трех мыслителей-художников. Большая часть выставочных материалов связана с фигурой и творчеством Генриха Фогелера, немецкого художника с русской душой. Он был живописцем, рисовальщиком, гравером, оформителем книг, декоратором, художником по интерьеру. Был духовным лидером колонии художников, образовавшейся в 1918 году в местечке Ворпсведе в окрестностях Бремена. Мечты об идеальном обществе Фогелер пытался претворять в жизнь, потратил все сове состояние на создание в колонии прообраза общества будущего. Райнер Мария Рильке посещал его в Ворпсведе и посвящал ему свои стихи. Некоторые фрагменты из истории их отношений буду показаны на выставке.Стремление к кардинальному пересмотру концепций искусства созвучных эпохе, стремление и жажда быть в гуще этой эпохи привела Фогелера, в конечной счете, в самое бурлящее ее пространство - в Советский Союз. Посещая неоднократно в 20-ые годы нашу страну, в 1931 он окончательно переехал в Советскую Россию. В начале войны его, как и остальных немцев, высылают на жительство в Казахстан, где он и скончался в 1942 году.
Произведения этого художника хранятся в музеях Москвы, Петербурга, довольно значительное собрание его работ находится в Петрозаводском художественном музее (в Карелии Фогелер бывал многократно, долго жил и работал там). Однако впервые московской публике будет так представлено его многогранное художественное наследие: гравюры и посуда, предметы мебели и интерьера, экслибрисы, картины и инсталяции. Важная часть экспозиции посвящена антифашистской деятельности Фогелера в Москве. Творчество этого художника актуально для современной Германии, оно востребовано и вдохновляет современных деятелей искусства. Одним из таких примеров является спектакль "Фогелер" известного режиссера Йоганна Кресника, поставленного в Бремене в 2003 году, фрагменты видеозаписи спектакля можно будет увидеть на выставке.
Выставка освещает основные этапы творчества и жизненного пути Генриха Фогелера, и некоторые из аспектов его творчества напрямую связаны с идеями философа-мистика Рудольфа Штейнера. При жизни Штейнер был окружен многочисленными последователями и учениками, антропософские общества возникали повсюду в Европе и в России, и даже после нацистского запрета продолжали свою деятельность в Германии. После смерти многие из его идей были применены на практике, так, например, после второй мировой войны в Европе утвердился биодинамический метод, применяемый в сельском хозяйстве, практически целиком основанный на учении Штейнера о необходимости преодолеть грубое механическое хозяйствование на Земле. Хорошо известно также, какое огромное влияние оказало антропософское учение Штейнера на мировоззрение поэтов и художников России в начале 20 века. Поэтому в раздел выставки, посвященный немецкому философу, вмонтирован материал, связанный с такими деятелями русской культуры как Андрей Белый, Ася Тургенева и другие. Безусловно, настоящей новостью и сенсацией для русской публики станут акварели Андрея Белого, созданные им в Швейцарии и, конечно, записные книжки самого Рудольфа Штейнера и его большие декоративные панно, которые он создавал, как наглядное объяснение своих идей.
Третий персонаж выставки - знаменитый немецкий художник Йозеф Бойс, который считал себя последователем и Фогелера и Штейнера и развивал их идеи в своей собственной концепции "расширенного понимания искусства". Биография Бойса, ниспровергателя рутинных академических законов искусства, бунтаря и проотца партии Зеленых, наполовину мифологизирована, как считают исследователи, самим художником. В историю сбитого над Крымом в 1943 году немецкого бомбардировщика, которым управлял ас Люфтваффе Йозеф Бойс, и последовавшее затем чудесное его исцеление, благодаря знахарскому искусству крымских татар, мало кто верит. Однако такие материалы, как войлок и жир, которыми по легенде и был спасен художник, затем прочно вошли в его арсенал средств создания художественных произведений.
В Москве будут показаны работы Й. Бойса, а также произведения его последователей - Маркуса и Ины Ландт.
Выставка рассчитана на самые широкие слои публики, интересующиеся литературой, историй, философией и искусством. Знатоков и ценителей современного искусства, безусловно, привлечет такая культовая фигура как Йозеф Бойс. Историки русской культуры начала прошлого ХХ века найдут здесь для себя интересные данные о русских поэтах и художниках, воплощавших в своем творчестве идеи немецких мыслителей. Необычным экспериментом можно считать и позиционирование в формате выставки такой личности как Рудольф Штейнер. Профессиональным дизайнерам, оформителям и музейным работникам, связанным с выставочной деятельностью, будет интересно увидеть работу своих зарубежных коллег, мастерски организовавших статичный материал в некое, развивающееся по законам театра драматическое представление с завязкой, кульминацией и зрителями - его участниками.
Выставка работает с 3 сентября по 10 октября