НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

В поисках самих себя: В.Борисов-Мусатов и К.Петров-Водкин

28 августа 2005Саратовская область
К.Петров-Водкин. ''Купания красного коня'' (1912 г.)
В.Борисов-Мусатов. ''Водоем'' (1902 г.)
Виктор Борисов-Мусатов (1870-1905) и Кузьма Петров-Водкин (1878-1939). Два выдающихся русских художника, родившихся на берегах великой реки Волги. Один родился и вырос в Саратове, другой - уроженец Хвалынска, утопающего в зелени небольшого городка Саратовской губернии.

Не смотря на свою непохожесть в них было много общего. Мастера живописи, оба стояли у истоков новейшего русского искусства XX века. И каждому из них была отведена своя роль в истории. Виктора Борисова-Мусатова, впитавшего в себя впечатления от творчества Пюви де Шаванна, импрессионистов, Гогена, художников группы Наби, отличали лиризм и музыкальность. Художник мечты, был прирожденным лидером, созданные им в последние пять лет жизни произведения вошли в классику мировой живописи.

Кузьма Петров-Водкин бунтарь, новатор уже в начале своего творчества разработал самостоятельную систему восприятия натуры - "науку видеть", метод преображения пространства при передаче его на плоскости и своеобразную цветовую палитру.

Точной даты знакомства Борисова-Мусатова с Петровым-Водкиным мы, наверное, не узнаем никогда, да это и не столь важно. Еще раньше, чем с Борисовым-Мусатовым, Петров-Водкин сдружился со своими ровесниками - молодыми саратовскими художниками Павлом Кузнецовым и Петром Уткиным. Как ни удивительно, но их пути впервые пересеклись не на родине, а в Московском училище живописи ваяния и зодчества. Они сплотили вокруг себя единомышленников, их энергия и оптимизм, постоянные искания новых творческих идей выделяла из общей массы учащихся.

В 1902 году Павел Кузнецов, Петр Уткин, Кузьма Петров-Водкин вернулись в Саратов. Возобновляется их дружба с Борисовым-Мусатовым. Для Борисова - Мусатова, подошедшего к зрелости своего мастерства, это время создания "Водоема", "Призраков", время плодотворного творчества и личного счастья. Для Петрова-Водкина, Кузнецова, Уткина - непростое время поиска и становления.

Вскоре молодые живописцы получили контракт на роспись летнего придела небольшой церкви Казанской божьей матери в Саратове. Здесь им представилась возможность реализовать свой творческий потенциал. В результате были созданы, по словам Виктора Борисова-Мусатова, "вещи страшно талантливые и художественно оригинальные…", а вся роспись в целом оказалась первой неканонической церковной росписью в России.

Летом 1903 года Виктор Борисов-Мусатов приезжает на родину Кузьмы Петрова-Водкина в Хвалынск. Здесь среди буйной зелени и меловых гор Борисов-Мусатов пишет "Изумрудное ожерелье".

Зрелость одного и неуемные бунтарские искания другого… Встречались ли художники еще, или Хвалынское лето было для них последним? Виктор Борисов-Мусатов, уже создавший свой живописный мир гармонии, в оставшиеся два года жизни отшлифовывал его тонкие изысканные грани, поднимаясь на вершины мастерства. Уехав в конце 1903 года из Саратова, выдающийся художник будет активно участвовать в выставках, вступит в "Союз русских художников", и, поселившись в небольшом живописном городке Тарусе, скоропостижно уйдет из жизни в октябре 1905 года. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин последовательно выполнит многие наказы своего земляка.

Кузьме Петрову-Водкину, от момента создания Мусатовым "Водоема" (1902 г.) потребуется еще 10 лет для того, чтобы мусатовская гармония природы и человека превратилась в торжественно-патетическую духовно-волевую энергию "Купания красного коня" (1912 г.).

Живописные шедевры, оставленные творцами нам в наследство во многом определяют и философию нашего современного бытия. Все больше гостей встречает маленький Мусатовский флигель в Саратове, не малыми группами устремляются паломники в Хвалынск, где уже много лет открывается сезон художественных пленэров. Каковы же наши искания, что движет нами в желании постичь наших предшественников? Быть может масштаб их личностей, глубина их наследия и нас заставляют трудиться в поисках самих себя, познания мира и истины.

www.museum.ru/N23431
Ваше мнение »»

»»Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Адрес:Саратовская область, г. Саратов, ул. Радищева, 39, ул. Первомайская, 75
Проезд:Городским транспортом до ост. "ул. А.Н. Радищева"
Телефоны:(8452) 26-16-06, 26-12-09
сайт:radmuseumart.ru
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, другие

важные события  x    ?  

новости от 23.01.2022  x    ?  


Концерт песен Владимира Высоцкого в День его рождения

Бесплатные музеи и экскурсии: на ВДНХ пройдут мероприятия ко Дню студента

Выставка Музея AZ "Лики/ Лица/ Морды" в Русском музее

Три века российской прокуратуры. Редкие издания из фондов Российской национальной библиотеки

К 350-летию со Дня рождения Петра I. Выставка «И памяти твоей, Великий Петр»

Выставка «Я цели намечал свои на выбор сам…»

К 880-летию со дня рождения Низами Гянджеви. Выставка «Семь красавиц» в Русском музее

Московский изразец на выставке в музее-заповеднике «Коломенское»

Праздник «День мороженого» в Биологическом музее им. К.А. Тимирязева

Выставка «Многоликое Поволжье» в Саратовском областном музее краеведения

Анатолий Маслов (Сударь). День первый

Награда коллективу авторов книги «Очень прошу ответить мне по существу…»

«Ночь в Манеже», С.-Петербург

Неделя российской науки в Дарвиновском музее

Выставка Данилы Ткаченко «Осколки» в Галерее Люмьер

Нескучные четверги в Дарвиновском музее. Февраль

Николай Денисенко. Рассказы света

XVII конференция «Народный костюм Русского Севера: изучение, сохранение, реконструкция»

Фотовыставка Дмитрия Сеника "Карасуны"

«Мимолетный стиль модерн»: новый цикл проекта «Знание. ВДНХ»

«Ветер с Волги». Выставка картин Владимира Маслова в Угличском музее

Елена Арцутанова. Ритмы. Живопись последних лет

Артур Молев. Бадя

Выставка «Богаевия» в Феодосийском музее А.С. Грина

Музей-квартира И.Д. Сытина запускает новый проект "Встречи у Сытина"

Залман Шкляр. Московский стоп-кадр

Выставка «Исчезающий и вечный» в Музее Востока

Завершена реставрация Родительской усадьбы М.А. Шолохова

Доходный дом в русской литературе

Выставка «Придумали и сделали! Виктория Нурисламова. Языковые конструкции»


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2022 Museum.ru