11 августа в корпусе Бенуа Государственного Русского музея открывается выставка "АРХИВажный авангард" из собрания Российского государственного архива литературы и искусства. Экспозиция включает 188 произведений живописи и графики.
Российский государственный архив литературы и искусства - крупнейшее в мире хранилище, где собраны документы, относящиеся к самым разнообразным областям литературы, музыки, театра, кино и изобразительного искусства. История архива берет свое начало от Государственного Литературного музея, архивное собрание которого стало основой для создания в 1941 году Центрального государственного литературного архива СССР. В архиве сосредоточены фонды органов государственной власти в области культуры: творческих союзов, издательств, редакций журналов и газет, киностудий, музыкальных и драматических театров, и конечно, личные фонды писателей, композиторов, режиссеров, художников, коллекционеров.
Произведения авангарда в собрании РГАЛИ - от живописных полотен до зарисовок - поражают своим разнообразием и иллюстрируют историю авангарда в России, причем на примерах, мало известных не только широкой публике, но и специалистам.
Родоначальник заумной поэзии и один из главных лиц поэтического авангарда, создатель футуристической книги и скандально известный персонаж "футуристических боев" середины 1910-х годов, соратник Д.Д.Бурлюка, В.В.Маяковского, В.В.Хлебникова и К.С.Малевича - А.Е.Крученых. Он был не только соучастником зарождения, расцвета и уничтожения футуризма, но и кропотливым собирателем и хранителем его "материальных свидетельств". Когда в середине 1920-х годов футуризм и его последователи жесткой рукой власти были окончательно "низвергнуты", а его следы тщательно вычищены из истории, Крученых, хотя и продолжал издавать свои книги небольшими тиражами, оказался практически в подполье. Долгие годы наследие футуристов хранилось в его комнате в одном из вхутемасовских домов на Мясницкой.
Значительную часть сохраненного наследия Крученых расклеивал в альбомах в соответствии с определенной хронологической или тематической направленностью, в сопровождении подписей и кратких комментариев. В собрании РГАЛИ таких альбомов более ста, и они составляют уникальную по полноте иллюстрированную историю художественного авангарда.
В РГАЛИ находится богатейшее собрание произведений В.Е.Татлина, по полноте сравнимое только с собранием Русского музея. После смерти художника картины и рисунки остались в мастерской без присмотра. Друг художника - скульптор С.Д.Лебедева обратилась к архивистам с просьбой вывезти татлинские произведения в РГАЛИ, таким образом, сотрудники архива сохранили их для потомков.
Корпус графических работ Татлина в РГАЛИ сосредоточен приблизительно в тех же хронологических рамках, что и его живопись. Наибольшую ценность составляют два альбома зарисовок, в основном обнаженной натуры, выполненные в 1912-1914 годах в мастерской Татлина на Остоженке. Правда, в этих альбомах присутствует не только рука самого мэтра, но и тех, кто посещал в это время его мастерскую - Л.С.Поповой, Н.А.Удальцовой, А.А.Веснина и других художников круга Татлина. Но, в отличие от кубистических студий других художников, рисунки Татлина узнаваемы по высочайшему мастерству владения линией, светотенью, по утонченности силуэта и, опять же, по присущей только им классичности.
Особое место в одном из альбомов занимает портретное изображение К.С.Малевича. Оно был выполнено в 1912-1913 годах, в момент кульминации творческих связей Малевича и Татлина.
Собрание графических произведений Р.Р.Фалька в архиве (более ста листов, а живопись представлена небольшим количеством прекрасных этюдов 1900-х годов) - это ясная и стройная картина художественной эволюции мастера. Работы Фалька были переданы в РГАЛИ его вдовой А.В.Щекин-Кротовой, которая с идеальной тщательностью, пониманием и любовью составила цельную последовательность произведений замечательного художника.
Самые ранние графические листы относятся к 1900-м годам и несут на себе отпечаток стиля модерн. Фальк времени "Бубнового валета" - прекрасные эскизы натюрмортов и портретов, работы эффектные, резкие, отражающие стилистику эпохи. 1920-е годы - все еще своеобразные переживания кубизма, борьба с формой и пространством. А вот в 1930-е годы, особенно в портретах, дух уже побеждает материю. Портретные эскизы этого времени, а также и более поздние, 1940-1950-х годов, удивительны именно своей эфемерностью (несмотря на значительные размеры листов), отсутствием художественных приемов и каким-то почти незаметным и непонятным умением передать портретное сходство. Все модели этого времени - круг друзей и близких художника, то есть тех людей, в понимании которыми своего искусства автор был уверен.
К числу "монографических" по своей полноте нужно отнести фонд К.Н.Редько, в котором находится большое количество абстрактных композиций художника. Это главным образом цветные графические эскизы к его живописным произведениям, сделанные в начале 1920-х годов, и они ценнее тем, что сами абстракции находятся в собраниях за пределами России.
В РГАЛИ хранится один из замечательных, но малоизвестных памятников раннего авангарда - рукописный журнал "Безкровное убийство". Он был придуман в 1915 году молодым художником М.В.Ле-Дантю, помогали ему в этом начинании друзья, в том числе В.М.Ермолаева и Н.Ф.Лапшин. Журнал печатался в нескольких экземплярах на гектографе и, как правило, состоял из четырех-шести страниц-иллюстраций, снабженных рукописным комментарием. Журнал прекратил свое существование с уходом автора на фронт в конце 1916 года. В 1917 году Ле-Дантю погиб.
Ранний авангард в РГАЛИ представлен целым пластом малоизвестных или совсем неизвестных произведений Е.Г.Гуро, К.М. Зданевича, С.Б.Никритина, В.С.Барта, А.А.Моргунова.
Эпоха зарождения конструктивизма начала 1920-х годов показана произведениями ряда блестящих имен. Среди них: Л. М. Лисицкий с его эскизами к книжным обложкам, новаторскими фотографиями и уникальным графическим проуном; Г.Г.Клуцис и его эскизы плакатов; И.В.Клюн с его небольшими цветовыми композициями и эскизами книжных обложек.
Особое место в РГАЛИ занимает фонд архитектора Я.Г.Чернихова, состоящий из множества графических листов второй половины 1920-х годов. Повторяя мотивы на темы "архитектурных фантазий" и "машинных форм", Чернихов добивался конструктивного и стилистического совершенства своих композиций.