С 5 августа в Государственном музее-заповеднике А.С.Пушкина "Михайловское" проходит выставка Н.Мандельштам "Фантазии на тему "Божественной комедии" Данте".
В пять лет в журнале "Огонек" Наташа увидела репродукцию картины Карла Брюллова "Последний день Помпеи", огромную, в ее представлении, - во весь разворот! И настолько была потрясена картиной, что не представляла, как без нее дальше жить! Девочка вырвала репродукцию из журнала, сложила так, чтобы она умещалась в карман платьица, и стала таскать ее постоянно с собой. Таскала до тех пор, пока бумага не перетерлась на сгибах, не постирались краски.
Четыре года спустя Наташа с родителями переехала в Москву. Там-то Наташа первый раз в жизни увидела художника. Неподалеку от их дома молодой парень писал с натуры Ново-Девичий монастырь. Пустые тюбики он отбрасывал в сторону. После его ухода Наташа подобрала в траве тюбики, в них еще, оказалось, оставалась краска. Так повторялось не один день. Затем Наташа где-то отыскала кисточку, подобрала фанерную крышку от посылочного ящика. И однажды, когда художника не было, заняла его место.
Страсть дочери к рисованию не осталась без внимания родителей. Они купят и альбомы для рисования, и настоящие кисти, и масляные краски, но как люди далекие от искусства больше ничем помочь ей не смогут. И девочка, даже не подозревая, что краски нужно разводить, еще долго так и будет "мазать густыми красками на фанере"!
Пятнадцатилетней девочкой отправится Наталья Сорокина в Москву "учиться на художника". Она поступит в среднее Художественно-промышленное училище на отделение "Художественная вышивка". А через год - в вечернюю школу. Затем она поступила в художественно-промышленном училище им. Веры Мухиной в Ленинграде.
О том, как произошла ее первая встреча с Данте рассказывает сама Наталья Борисовна Мандельштам:
"Весной, в конце второго курса я шла по Литейному проспекту мимо магазина "Академкнига". И увидела в витрине томик Данте Алигьери - "Малые произведения". Месяцем раньше я, вероятно, и внимания бы на него не обратила. Ну, Данте и Данте. Но на днях я посмотрела спектакль по пьесе Бернарда Шоу "Милый лжец". Там Шоу рассказывает о своей матери, которая очень любила поэзию Данте. И в пьесе была запомнившаяся фраза: "И жила она поэзией Данте"! Я тогда еще подумала: "Надо же! "Жила поэзией Данте"!" Как здорово!" И вот я купила томик "Малых произведений". И стала читать. Вначале трактат "Вита нова", а потом - "Пир". "Пир" оказался удивительным философским трактатом, который, как принято говорить, произвел на меня неизгладимое впечатление. А уж после трактатов принялась я за "Божественную комедию"! Как за что-то само собой разумеющееся. Я даже удивлена была: как так получилось, что я раньше не читала ее?! Вполне вероятно, что если бы я за "Божественную" взялась раньше, то не приняла бы так близко к сердцу. Ибо всему свое время. Да и читать Данте нужно - как Библию. Медленно и по чуть-чуть. Настолько он глубок, что чтение требует постоянного осмысления прочитанного."
Первые рисунки на темы Данте Наталья Мандельштам сделала в 1978 году. Все ее работы - философские фрески.
К великому сожалению, многие работы Натальи Борисовны погибли во время пожара в мастерской. Но, как признается художник:
"Да, мои картины сгорели, но, поверьте, я чувствую, что они не исчезли, не превратились в пепел. Они перешли в другое, астральное, измерение, туда, где находятся и наши астральные тела. У меня нет этих картин, но я постоянно чувствую их присутствие. И все же я скучаю по ним. Я скучаю по "Беатриче", как по живому близкому мне человеку. Я никогда не думала, что я так буду скучать по ней! Видимо, столько себя отдала ей... Больше скажу: я чувствую, что и "Беатриче" скучает по мне! Существует известное изречение: рукописи не горят! Теперь я уверена: не горят и картины!"
На выставке представлена большая часть работ "возрожденных" после пожара в мастерской.