21 июля 2005 года, в 17.00 в Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева открывается выставка известного саратовского художника - керамиста Михаила Садовникова из частных собраний.
Михаил Садовников замечен саратовскими зрителями на выставках начала 1990-х годов. Его работы отличались хорошим вкусом, чувством материала, чистотой плавных льющихся линий, гармонией формы и цвета. Конечно, ощущалась в них известная робость и некоторая зависимость от своих неформальных наставников.
Выпускник математического факультета СГУ, профессионального художественного образования он не получил, компенсируя его отсутствие упорным изучением традиционных форм народного гончарства, уходящего в глубину веков, а также декоративной керамики наших дней, большой целеустремленностью и настойчивостью творческого поиска.
Садовников изучал это наследие в саратовских музеях, знакомился с археологическими коллекциями университета. И в какой - то мере на свои собственные творческие задачи смотрел сквозь призму многовекового гончарного ремесла. Не случайно он избегает слишком уж вычурных форм и затейливого избыточного декора.
Работает он как бы на грани утилитарного и чистого эстетического, явно тяготея в сторону последнего. Образная выразительность керамических сосудов вне прямой зависимости от практического их назначения, использование посудных форм "догружено" здесь духовной задачей. И если в лучших образцах традиционной народной керамики утилитарное становится эстетическим, то в работах Садовникова, как и у других современных художников - керамистов, задача собственно эстетическая является первенствующей.
Функциональная же предназначенность вещи не исчезает совершенно, но и не акцентируется. Точнее было бы сказать, что принципиально меняется сама ее функция: сосуды эти не являются сосудами в привычном их понимании, а воспринимаются как произведения декоративной пластики, рассчитанной на диалог с интерьером или пейзажем. Целью становится художественное ее обогащение, не нарушающее ансамблевой целости интерьеров.
Настоящее керамическое изделие - это цельный образно - пластический организм, дающий наслаждение и зрению, и осязанию. Таковы в большинстве своем работы Михаила Садовникова, выверенные по пропорциям, изысканно - сдержанные по цвету, сохраняющие тонкое чувство меры в декоре, который не заслоняет, а подчеркивает их конструктивно - пластическую основу.
Мастер, работающий как будто бы достаточно традиционно, вместе с тем ни на кого не похож. Не зря говорят, что поэтика может быть новая или старая, важно, чтобы она была своя. Персональный вкус устойчивее модных поветрий. И лозунг: "Красота всегда актуальна" останется вечным девизом настоящих мастеров, умеющим предать индивидуальную выразительность традиционным как будто бы формам.
Керамика Михаила Садовникова охотно приобретается и украшает квартиры многих горожан. Культура жилого интерьера постепенно складывается у достаточно состоятельных людей. Понимание значимости настоящих произведений приходит, конечно, не сразу.
Общение с работами Садовникова дарит настоящую радость встречи с прекрасно сделанной, по-настоящему элегантной вещью, рукотворной по способу изготовления и нерукотворной своей ассоциативной образностью, своей духовной наполненностью, своей безусловной эстетической значимостью.
Водонос Ефим Исаакович,заведующий отделом русского искусства Радищевского музея, Заслуженный деятель искусств РФ.