Открытие художественного музея имени А.Н.Радищева в 1885 году стало началом целой серии поистине больших событий в культурной жизни Саратова. Среди них достойное место занимает открытие Общества любителей изящных искусств. Уже в 1887 году в Радищевском музее состоялось собрание, на котором было принято решение создать ОЛИИ. Инициатором его выступил Ананий Львович Кущ, хранитель Радищевского музея. Спустя два года, в 1889, во многом благодаря инициативе саратовской интеллигенции, общество было образовано. Деятельность ОЛИИ становится одной из блестящих страниц истории Саратовского края. Сам факт того, что вслед за открытием в "провинциальном" тогда Саратове первого в России публичного музея, появляется новая серьезная просветительская организация, которая ведёт с музеем совместную работу, свидетельствует о достаточно высоком культурном уровне "торгового и купеческого" города. Кроме того, это событие можно прокомментировать стремлением интеллектуальной элиты Саратова централизовать образовательную и художественную деятельность для достижения нового уровня, для ухода от "любительства" в значении непрофессионализма, о котором так часто писали саратовские газеты. По этим причинам три из четырех художественных выставок, организованных Обществом, состоялись в музейных залах, и деятельность ОЛИИ была напрямую связана с именами многих друзей и почитателей музея.
Что же такое Саратовское Общество Любителей Изящных Искусств, существовавшее с 1889 по 1903 год? В первую очередь, это хорошо организованная структура, сходная, пожалуй, с "некоммерческим сектором организаций" в современной России.
ОЛИИ имело четкий устав, в котором были обозначены его цели и права, сфера деятельности, состав и бюджет, с ежегодными подробнейшими отчетами. Членство в ОЛИИ было и почетной обязанностью, и благим желанием многих представителей саратовской интеллигенции. Среди искусств, которым покровительствовало ОЛИИ, были живопись, пластика, музыка, поэзия, драматическое искусство и художественное чтение. В число мероприятий, проводимых Обществом, входили художественные выставки, концерты, художественные и музыкальные вечера, спектакли, публичные лекции и чтения, публикации книг и журналов, организация библиотеки, устройство студий и мастерских.
Почетными членами ОЛИИ были А.П. Боголюбов и А.И. Косич. Действительным членом Общества любителей изящных искусств с момента его основания значится юный Виктор Мусатов.
"Служить для…" - в этой фразе заключен весь просветительский пафос Общества, поставившего своей задачей воспитать умы, души и эстетический вкус саратовцев, привить им любовь к прекрасному; пафос Служения в высшем, гражданственном смысле слова.
Неудивительно, что у истоков Общества стояли деятели в сфере искусств, сыгравшие огромную роль в развитии культурной и художественной жизни Саратова: Василий Васильевич Коновалов, Гектор Павлович Баракки, Федор Максимович Корнеев.
Цель выставки, открывшейся в музее-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова - осветить деятельность художественного отдела ОЛИИ, школы живописи при нем, попытаться рассказать о том огромном влиянии, которое оказало Общество на саратовскую публику, в том числе и на юного тогда Виктора Мусатова.
Посетителям музея-усадьбы В.Э. Борисова-Мусатова представлены живописные и графические работы саратовских художников конца ХIХ века, членов ОЛИИ, представителей комитета выставок Общества. Это - Г.П. Баракки (1852 - 1915), итальянец, выпускник Миланской художественной академии, связавший свою жизнь с Саратовом. Фигура, любопытная и неоднозначная. Личность известная и популярная в Саратове конца 19 века, Баракки был овеян ореолом легенд и слухов, среди которых рассказы о его революционных настроениях, о приверженности учению Мадзини, о бегстве из Италии. В волжском городе он становится мэтром, строгим учителем, чьи уроки будет ценить и Борисов-Мусатов.
Ирина Похазникова