Скрещение времен, смешение реальности и мечты, характерно для всего творчества Павла Кузнецова. Эти историко-философские мотивы присутствуют и в натюрмортной живописи: пышные садовые розы и пионы, полевые ромашки и сирень, как правило, вписаны в характерное пространство комнаты или в яркий летний пейзаж. Фаворский на выставке Кузнецова в 1956 г. записал: «мне очень нравятся на ваших натюрмортах задние планы, они очень трогательны и придают вещам еще больший лиризм».
Павел Кузнецов начал писать натюрморты, будучи уже зрелым мастером. Впервые работы этого жанра П.Кузнецов выставляет в 1911 г., на выставке Московского товарищества художников. С этого времени они неизменно украшают экспозиции всех выставок с его участием.
Со второй половины 30-х г.г. натюрморты и пейзажи становятся главными жанрами художника. В это время меняется его отношение к натюрмортам. «Прежде,- пишет А. Руаскова,- он сам диктовал природе свои законы, преображал и видоизменял ее. Теперь же он – во многом - следует за природой, только слегка «организуя» ее, чтобы подчеркнуть ее прелесть, ту радость, которую она дарует людям. И если в начале художник удовлетворяется изображением одной вазы с несколькими розами, то вскоре он начинает ставить рядом два-три букета, прибавляя к ним блюда с фруктами. Если же ему «позируют» цветы полевые, скромные, малозаметные в единственном числе, то нужно, чтобы их было много – корзины с ромашками или огромная, широкая ваза с целыми снопами луговых, лесных цветов и трав».
На выставке "Цветы Павла Кузнецова", которая открылась в Доме-музее Павла Кузнецова 28 июня 2005 года, представлены 12 работ художника из собрания Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева: Цветник (1960-е гг.), Букет роз (…), Розы (1950-60-н гг.), Букет на желтой скатерти (1940-е гг.), Цветы у окна (1950-е г.), Цветы (1939 г.), Ромашки на веранде (1947 г.), Утро. Натюрморт (…), Цветы и лимоны (1935 г.), Окно. Кисловодск (1936 г.), Натюрморт (Полевой букет 1930-е г.), Букет на желтой скатерти (…).
Прозрачные и призрачные букеты Павла Кузнецова с грустью напоминают об ушедшем времени и с радостью – о том, что красота жизни не исчезает никогда.
О.Кострюкова