10 июня 2005 г. в Национальном музее УР им. К. Герда состоялось торжественное открытие постоянной экспозиции "История и культура края VIII тыс. до н.э. - нач. XX в.". Самый большой раздел экспозиции - "Удмурты XVI - нач. XX вв." - воссоздание объективной картины мира удмуртов через этнографические артефакты, мифологию и фольклор удмуртского народа. Это самая крупная этнографическая экспозиция (150 кв. м.) за всю историю НМУР. Автор научной концепции Лебедева С. Х. - старший научный сотрудник отдела этнографии, Лауреат премии им. К. Герда, Почетный зарубежный член финно-угорского общества им. Кастрена. Впервые в экспозиции НМУР все тексты и этикетаж выполнены на удмуртском и русском языках.
Издревле живут удмурты в Западном Приуралье, в прикамских лесах, в краю тысяч серебряных родников. Они входят в Волго-уральскую историко-этнографическую общность, для которой характерно устойчивое сочетание этнокультурных компонентов разного исторического происхождения: это граница Великого Леса и Великой Степи, Европы и Азии, зона активного противостояния славянского и тюркского миров, двух мировых религий: христианства и ислама.
На формирование мировоззрения удмуртов, на их материальную культуру оказала большое влияние экологическая среда. Впервые в практике НМУР этнографические материалы соседствуют с природными, гармонично дополняя друг друга.
По авторскому замыслу научные материалы представлены музейному посетителю через образ одной маленькой удмуртской деревни, расположенной в лесистой местности, на берегу ручья. Музейного посетителя при входе в деревню встречают и провожают полевые ворота, своеобразный оберег деревни, граница, отделяющая мир ее жителей от мира природы, от чужого мира. Ворота открывали путь в мир, где оканчивалось деревенское пространство, человек за ним оставался один на один с силами внешнего мира.
Специально для экспозиции были изготовлены новые манекены, благодаря которым впервые при строительстве экспозиции использовался сюжетно-образный показ тем и интерьерный показ жилых помещений, амбара. Интерьер родовой куалы в музее представлен впервые.
На околице меж двух высоких сосен на туго натянутых веревках, свитых из конского волоса, подвешивали звонкие еловые бруски и били по ним билом. Этот своеобразный музыкальный инструмент назывался "тангыра". Так одна деревня перекликалась с другою, общалась с миром. Посредине нескончаемо длинной зимы, затерявшиеся в непроходимо дремучих лесах, засыпанные по крыши глубокими снегами маленькие удмуртские деревушки сообщали друг другу: "Мы еще живы!", "У нас сегодня свадьба!", "Приходите в гости!". Познакомиться с тынгарой и поиграть на ней можно только в экспозиции Национального музея.
Для полного раскрытия раздела "Удмурты XVI - нач. XX вв." было недостаточно одного этнографического материала, поэтому в экспозиции представлены также исторические документы (карты, планы населенных пунктов и земельных наделов и т.д.) о присоединении удмуртов к Русскому государству, об образовании Вятской губернии и уездов, на территории которых проживали удмурты, о христианизации в крае, появлении письменности удмуртов и многом другом.
Наши предки были умными, только другими, чем мы. У них была другая жизнь, со своими ощущениями мира и его пониманием. Понять их и попытаться ответить на вопросы "Кто мы, откуда и куда идем?" - основная цель нашей экспозиции.