НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Одеть картину. Художественные рамы в России XVIII - начала XX века

c 23 июня по 22 августа 2005Санкт-Петербург
Одеть картину. Художественные рамы в России XVIII - начала XX века
Одеть картину. Художественные рамы в России XVIII - начала XX века
23 июня в Мраморном дворце Государственного Русского музея открывается первая в России выставка художественных рам "Одеть картину. Художественные рамы в России XVIII - начала XX века". Для экспозиции отобрано около 100 уни-кальных произведений. Среди них есть и авторские рамы, в создании или подборе которых принимали участие сами художники: О.А.Кипренский, В.М.Васнецов, Е.М.Бём, В.В.Верещагин. Многие произведения декоративно-прикладного искусст-ва предстанут перед зрителями впервые после долгого забвения. Выставка продлится до 22 августа.

Как правило, посетители музеев, рассматривая живописные произведения ис-кусства, редко обращают внимание на то, во что "одета" картина. Обрамленная живопись в музейных залах воспринимается как нечто само собой разумеющееся. А между тем в восприятии художественных произведений рамы играют важную роль. Ведь если хоть на минуту мысленно представить себе музейную экспозицию с "голыми" картинами, развешанными на стенах, то сразу станут очевидной роль художественных рам, а также значимость работы их создателей - резчиков, столя-ров, позолотчиков.

Собрание художественных рам ГРМ, насчитывающее несколько тысяч единиц хранения, является одним из лучших в нашей стране. Его формирование началось с первых поступлений в музей (тогда - Русский Музей Императора Александра III). И в настоящее время это собрание отражает практически все периоды развития ра-мочного дела в России от первой половины XVIII века и до наших дней.

Жемчужины коллекции Русского музея - художественные рамы XVIII века. Наиболее ранняя из них - рама первой трети XVIII века к портрету царевны Праско-вьи Ивановны кисти И.Н.Никитина. Каждая из рам XVIII века - драгоценный рари-тет, так как подлинных рам этого времени сохранилось крайне мало. Для сравнения: около 95 % живописи XVIII века утратило свое первоначальное обрамление: часть из них была оформлена по другому в XIX веке в связи с изменением вкусов, а часть произведений декоративно-прикладного искусства утрачена в годы Великой Отече-ственной войны и в советское время. Погибло много резных золоченых рам к парад-ным императорским портретам. Поэтому особо интересно представленное на выставке обрамление к портрету Екатерины I кисти И.Адольского из собрания ГМЗ "Царское Село", воссозданное по сохранившейся довоенной фотографии рамы середины XVIII века.

Стилистическое многообразие в архитектуре и декоративно-прикладном искус-стве в XIX в. явилось необыкновенно плодотворной почвой для создателей художе-ственных рам. Изготавливались рамы, как резные, так и с накладным мастичным орнаментом, а также орнаментом, выполненном в технике папье-маше, рамы из металла и даже графические обрамления из бумаги на деревянной основе. Выставка демонстрирует разнообразие творческих подходов мастеров-изготовителей, множе-ство вариантов декоративного покрытия художественных рам: комбинированное золочение, двойник (позолота на серебре), поталь, вощение, росписи красками, цветные фоны из фольги со слюдой, различные лаки, ткани.

К сожалению, имена создателей картинных рам часто остаются неизвестными. Мастера не оставляли своего имени, клейма на собственных изделиях. Но в послед-ней четверти XIX века на фоне все возрастающего спроса на художественные рамы появились рамочные мастерские, а позже и багетно-рамочные фабрики. Как прави-ло, у каждой мастерской или фабрики имелась этикетка, либо штамп, которые помещали на тыльную сторону изделия. На выставке можно увидеть рамы мастер-ской Абросимовых, А.Жеселя, фабрики рам А.Беггрова.

На рубеже XIX - XX веков появились изысканные резные рамы с причудливы-ми силуэтами в стиле модерн. А багетно-рамочные фабрики в это время выпускали оригинальные рамы с мастичным орнаментом в виде изгибающихся стеблей, цветов, русалок.

Большинство художественных рам на выставке представлено без сопутствую-щих им живописных произведений с целью показать самостоятельную ценность этих особых предметов декоративно-прикладного искусства. Другая же часть экспо-зиции - картины в рамах - напротив, демонстрирует роль рамы как связующего звена между зрителем, пространством и картиной, а также показывает сколь взаи-мообогащающим может быть сочетание живописи с рамой в музейном или жилом интерьере. И, наконец, отдельный раздел - авторские рамы, в создании или подборе которых принимали непосредственное участие сами художники. Здесь представле-ны произведения О.А.Кипренского, В.М.Васнецова, Е.М.Бём, В.В.Верещагина и др.

До недавнего времени в России художественные рамы находились практически в забвении. Феномен заключается в том, что, будучи постоянно на виду, "картинные одежды" не привлекали к себе внимание ни зрителей, ни специалистов, оставаясь "в тени" живописи. В наши дни интерес к художественным рамам возрастает и посте-пенно они должны занять полноправное место в истории искусства.

www.museum.ru/N22812
Ваше мнение »»

»»Мраморный дворец
Адрес:город Санкт-Петербург, Миллионная ул., 5/1
Проезд:Ст. м. "Невский проспект"
Телефоны:(812) 312-9196
сайт:www.rusmuseum.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 06.10.2025  x    ?  


Выставка «Икона «галантного века»» в Музее имени Андрея Рублева

«Свет между мирами». Искусство 1920-х -1930-х годов через встречу музейных коллекций России и Узбекистана

Карл Брюллов. Рим – Москва – Петербург

Дым и пламень Востока: ружья Османской империи XVII–XIX веков. Из собрания Государственного Эрмитажа

В Москве откроется Центральный музей российского казачества

Выставка «Свой взгляд» в Бородинской панораме

Андрей Тарковский: про него и про кино

Выставка «Роль и линия» Александра Коноплёва (1943-2021) и Андрея Костина (1947-2000) в МВК РАХ

От "Маленьких трагедий" до "Братьев Карамазовых". Русская классика в книжной иллюстрации. 1929-1990

Выставка «Елизавета Кругликова и вокруг» в Третьяковской галерее

Борис Мессерер. Калейдоскоп времени

Музей завершил комплексную реставрацию объекта культурного наследия

Новый музыкальный фестиваль "ИЮНостЬ" в Музее музыки

Выставка "МУАРстерские" в Музее архитектуры им. А.В. Щусева

Летний фестиваль-интенсив «Алгоритмы познания» в Центре современного искусства AZ/ART

Выставка "Машины эмпатии" в Западном павильоне Михайловского замка

Новый сезон в Мастерской Эдуарда Штейнберга в Тарусе

«Полосатое совершенство»: амурские тигры и другие обитатели Приморского края в работах художников

Горизонт событий. Выставка авторского стекла Анны Бутиной

Николай Шалаев "Остановленное мгновение"

Выставка произведений Валерия и Ларисы Блохиных «Живопись» в Музейно-выставочном центре РАХ


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru