23 июня в Мраморном дворце Государственного Русского музея открывается первая в России выставка художественных рам "Одеть картину. Художественные рамы в России XVIII - начала XX века". Для экспозиции отобрано около 100 уни-кальных произведений. Среди них есть и авторские рамы, в создании или подборе которых принимали участие сами художники: О.А.Кипренский, В.М.Васнецов, Е.М.Бём, В.В.Верещагин. Многие произведения декоративно-прикладного искусст-ва предстанут перед зрителями впервые после долгого забвения. Выставка продлится до 22 августа.
Как правило, посетители музеев, рассматривая живописные произведения ис-кусства, редко обращают внимание на то, во что "одета" картина. Обрамленная живопись в музейных залах воспринимается как нечто само собой разумеющееся. А между тем в восприятии художественных произведений рамы играют важную роль. Ведь если хоть на минуту мысленно представить себе музейную экспозицию с "голыми" картинами, развешанными на стенах, то сразу станут очевидной роль художественных рам, а также значимость работы их создателей - резчиков, столя-ров, позолотчиков.
Собрание художественных рам ГРМ, насчитывающее несколько тысяч единиц хранения, является одним из лучших в нашей стране. Его формирование началось с первых поступлений в музей (тогда - Русский Музей Императора Александра III). И в настоящее время это собрание отражает практически все периоды развития ра-мочного дела в России от первой половины XVIII века и до наших дней.
Жемчужины коллекции Русского музея - художественные рамы XVIII века. Наиболее ранняя из них - рама первой трети XVIII века к портрету царевны Праско-вьи Ивановны кисти И.Н.Никитина. Каждая из рам XVIII века - драгоценный рари-тет, так как подлинных рам этого времени сохранилось крайне мало. Для сравнения: около 95 % живописи XVIII века утратило свое первоначальное обрамление: часть из них была оформлена по другому в XIX веке в связи с изменением вкусов, а часть произведений декоративно-прикладного искусства утрачена в годы Великой Отече-ственной войны и в советское время. Погибло много резных золоченых рам к парад-ным императорским портретам. Поэтому особо интересно представленное на выставке обрамление к портрету Екатерины I кисти И.Адольского из собрания ГМЗ "Царское Село", воссозданное по сохранившейся довоенной фотографии рамы середины XVIII века.
Стилистическое многообразие в архитектуре и декоративно-прикладном искус-стве в XIX в. явилось необыкновенно плодотворной почвой для создателей художе-ственных рам. Изготавливались рамы, как резные, так и с накладным мастичным орнаментом, а также орнаментом, выполненном в технике папье-маше, рамы из металла и даже графические обрамления из бумаги на деревянной основе. Выставка демонстрирует разнообразие творческих подходов мастеров-изготовителей, множе-ство вариантов декоративного покрытия художественных рам: комбинированное золочение, двойник (позолота на серебре), поталь, вощение, росписи красками, цветные фоны из фольги со слюдой, различные лаки, ткани.
К сожалению, имена создателей картинных рам часто остаются неизвестными. Мастера не оставляли своего имени, клейма на собственных изделиях. Но в послед-ней четверти XIX века на фоне все возрастающего спроса на художественные рамы появились рамочные мастерские, а позже и багетно-рамочные фабрики. Как прави-ло, у каждой мастерской или фабрики имелась этикетка, либо штамп, которые помещали на тыльную сторону изделия. На выставке можно увидеть рамы мастер-ской Абросимовых, А.Жеселя, фабрики рам А.Беггрова.
На рубеже XIX - XX веков появились изысканные резные рамы с причудливы-ми силуэтами в стиле модерн. А багетно-рамочные фабрики в это время выпускали оригинальные рамы с мастичным орнаментом в виде изгибающихся стеблей, цветов, русалок.
Большинство художественных рам на выставке представлено без сопутствую-щих им живописных произведений с целью показать самостоятельную ценность этих особых предметов декоративно-прикладного искусства. Другая же часть экспо-зиции - картины в рамах - напротив, демонстрирует роль рамы как связующего звена между зрителем, пространством и картиной, а также показывает сколь взаи-мообогащающим может быть сочетание живописи с рамой в музейном или жилом интерьере. И, наконец, отдельный раздел - авторские рамы, в создании или подборе которых принимали непосредственное участие сами художники. Здесь представле-ны произведения О.А.Кипренского, В.М.Васнецова, Е.М.Бём, В.В.Верещагина и др.
До недавнего времени в России художественные рамы находились практически в забвении. Феномен заключается в том, что, будучи постоянно на виду, "картинные одежды" не привлекали к себе внимание ни зрителей, ни специалистов, оставаясь "в тени" живописи. В наши дни интерес к художественным рамам возрастает и посте-пенно они должны занять полноправное место в истории искусства.