НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Дмитрий Лион. "Мироздание белого"

c 17 июня по 14 августа 2005Москва
Дмитрий Лион. Из ''Библейского цикла''. Конец 1950-х - начало 1960-х
Дмитрий Лион. Из Библейского цикла. Середина 1960-х
Дмитрий Лион. Из серии ''Благословите идущих''. Середина 1960-х
Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Государственная Третьяковская галерея и "Галерея у Яра" приглашаеют посетить выставку Дмитрия Лиона "Мироздание белого" (Из собрания Третьяковской галереи и частных коллекций). Пресс-показ 16 июня в 15.00. Вернисаж 16 июня в 16.00. Выставка открыта с 17 июня по 14 августа.

Дмитрий Лион - один из самых значительных и оригинальных отечественных графиков последней четверти ХХ века. Его рисунки-письмена предстают зашифрованными посланиями, преодолевающими относительность временных границ, дуализм духовного и физического, противоположность объективного и субъективного. "После четырнадцати вариантов я сам становлюсь пятнадцатым вариантом своего рисунка", - говорил Лион. Выставка в Третьяковской галерее, организованная совместно с "Галереей у Яра", приурочена к 80-летию со дня рождения художника. Демонстрируется около ста графических листов, выполненных с 1955 по 1991 годы, из собрания ГТГ и частных коллекций. В экспозиции представлены основные серии, прошедшие через все творчество Дмитрия Лиона: "Судьбы русских поэтов", "Три жизни Рембрандта", "Благословите идущих", "Зримое в незримом", "Холокост", "Библейский цикл", а также иллюстрации к Г.Мелвиллу, Шолом-Алейхему. Многие произведения выставляются впервые. К вернисажу "Галереей у Яра" подготовлен каталог.

Дмитрий Борисович Лион (1925-1993) родился в Калуге. В 1943 году ушел на фронт; демобилизовавшись в 1952, поступил в Московский полиграфический институт. Занимался у П.Г.Захарова и И.И.Чекмазова и, по его словам, "учился у всего искусства". В 1958 году Лион закончил учебу, однако его последующая судьба как художника книги оказалась чрезвычайно сложной. Его концепция свободного рисования в книге, ассоциативного иллюстрирования, не стесненного буквальным следованием тексту ("Художник не о6язан идти за автором, он обязан не идти за автором", - утверждал Лион), идеи единства письма и рисунка и мечты о целиком рисованной книге слишком опережали свое время. Практически все замыслы по оформлению книг остались неосуществленными. Известны два издания, вышедшие с иллюстрациями Дмитрия Лиона: "Тайпи" Г.Мелвилла ("Мысль", 1967) и "Лирика" Гая Валерия Катулла ("Книга", 1989).

Художник целиком сосредоточился на "чистой" графике. Им было создано огромное число рисунков; он предпринимал опыты в области стенной живописи, расписав фресками стены собственного жилища. Все многочисленные работы Лиона составляют одну целостную и уникальную художественную вселенную, в основе которой - его ярко индивидуальный художественный язык. "Отличительная его черта - минимум визуальных средств: художник искал выразительность не в перегруженности деталями, не в иллюзорности целого, а, напротив, в лаконизме форм, и это придавало каждому прикосновению его пера или карандаша к бумаге поистине знаковый характер. Вязь причудливых линий и отдельных штрихов у Лиона часто напоминает то древние рукописные свитки, то иероглифы, то отточенные графические наброски, доведенные до совершенства пиктографической формулы, а порой похожа на почти случайные, легкие, почти необязательные "почеркушки". Уже в ранних сериях Лиона определилась еще одна важнейшая особенность его творческого метода: отталкиваясь от того или иного текста, он ищет визуальный эквивалент текста, предлагая подчас неожиданное и сугубо индивидуальное его прочтение. Позже художник перешел к сочинению собственных "текстов", которыми и стали его графические серии и отдельные листы, включающие и слово, и зрительный образ. Виртуозно вводя в изображение то буквы, то некие знаки и символы, конструируя из них слова, фразы и целые повествования, Лион уравнивал в правах визуальный и вербальный знаковые ряды. Каждая его работа становилась не только великолепным образцом графического искусства, но и сложным, как будто закодированным конгломератом изобразительных и неизобразительных композиционных элементов. …В работах Лиона одинаково одухотворены и наполнены его творческой энергией и каждый штрих, и каждое пятно, каждое прикосновение к листу и каждая пауза между ними." (А.Толстой)

Из записей Дмитрия Лиона 1950-70-х годов:

"Мироздание белого. Белый мир. Плотность белого. Белое не просто пустота. Это плотность отсутствующего, плотность не материальная - плотность духа"

"Лист - мироздание. В этом мироздании, как и в мире нашем, все соединено".

"Рисуют - зачем? Постигать. Для постижения. Рисование - постижение. Каждый истинный рисунок - модель мироздания".

"Белое не пауза, не промежуток - оно соединяет, соединяет духовно. Искусство соединяет нынешний день со вчерашним и завтрашним; соединяет разрозненные фрагменты явлений, жизни - жизни отдельного, одного человека и целых народов. Соединяет прошлое с настоящим".

"Графика как часть искусства - это зримое в незримом, ведомое в неведомом, конечное в бесконечном, материальное в духовном, конкретное в абстрактном".

www.museum.ru/N22676
Ваше мнение »»



Смотрите также:
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 29.03.2024  x    ?  


Выставка к 215-летию со дня рождения Н.В. Гоголя в Российской национальной библиотеке

Браво, Боголюбов! К 200-летию со дня рождения художника

Выставка «Праздник Благовещения» в Музее имени Андрея Рублева

Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова

Выставка "Дикое поле. В вечном движении" в Государственном историческом музее

Образ художника и слово писателя. Иллюстрации Б. Непомнящего к произведениям Ф.М. Достоевского

Выставка "Время жить и помнить" в Музее политической истории России

Сергей Иванович Мосин – легенда оружейной Тулы. К 175-летию выдающегося конструктора

Марина Аргунова «Мальчишки и девчонки». Фотография

Конкурс «Наш Шолохов»

Персональная выставка Андрея Блиока в Музее современного искусства АРТМУЗА

Наследники Данилы-Мастера

Выставка «Крым – 80-летие подвига» в Музее Победы

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Выставка "Весна-2024" в Большом зале Санкт-Петербургского союза художников

Художественная резиденция в Мастерской Эдуарда Штейнберга в Тарусе

«Солдаты милосердия». Выставка музея-заповедника «Сталинградская битва» в Туле

Маршруты особой важности. К 85-летию спецсвязи

Выставка "По обе стороны рампы" в Иркутском музее декабристов

Живое и Мертвое. Экологическая фантазия

Коллаж как продолжение театра

Выставка «Преемственность поколений» в Ростовском областном музее изобразительных искусств

Экзотические птицы. Пернатые обитатели зоопарков мира в кадрах фотографа Александра Авалова

Звери и птицы Ирины Маковеевой

Выставка "Однажды бабочке приснилось..." в Дарвиновском музее

Искусство и декорация как повседневность античности


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru