С 7 июня 2005г. в Москве в галерее Зураба Церетели (выставочных залах Российской Академии художеств) в течение двух месяцев будет проходить выставка, организованная Научно-исследовательским музеем Российской Академии художеств, Санкт-Петербург, в рамках программы к 250-летию Академии художеств.
Выставка "Академия художеств. История в фотографиях. 1850-1950-е гг.", привезенная с берегов Невы, представляет историю старейшего художественного учебного заведения России, ее музея и библиотеки за сто лет - с середины 19 в. до середины 20 столетия. В ее состав включено около 200 уникальных фотографий (как старых, так и новых отпечатков со старых негативов), на которых предстают здание и интерьеры Императорской Академии художеств, мастерские профессоров И.Е.Репина, В.В.Матэ, А.И.Куинджи, В.А.Беклемишева; заседания Совета профессоров; выставки, праздники и балы.
Академия поддерживала фотографию с момента появления дагеротипии, допуская на свои выставки снимки с серебряных пластин Дагера. Фотографии выполнены К.К.Буллой, Н.И.Разговоровым, М.М.Брейткасом, А.А.Павловичем, А.А.Несветевичем, Ф.Д.Николаевским, Я.В.Штейнбергом, А.Р.Эберлингом. Старинные отпечатки отражают атмосферу Императорской Академии - торжественность Парадных залов музея, богатство его экспозиций (Кушелевской галереи, экспозиции русской художественной школы), пышность академических празднеств. Фотография отразила и изменения, произошедшие после революции 1917 г. - в помещении церкви св. Екатерины, а также в одном из Парадных залах были устроены спортивные залы. Интересны групповые фотографии студентов, поступивших в начале 1920-х гг. - некоторые позднее были арестованы как неблагонадежные элементы, а их фигуры и лица заретушированы. Фотография отразила и наиболее трагический для города период - Великую Отечественную войну и блокаду Ленинграда. С.Г.Гасилов снимал эвакуацию преподавателей, студентов и сотрудников в Самарканд, интерьеры музея, встречу нового 1944 года в фотолаборатории Академии; огороды в Круглом дворе в 1944 году. Один из последних по хронологии снимков запечатлел торжественное заседание, посвященное 500-летию со дня рождения Леонардо да Винчи, проходившее в Конференц-зале Академии художеств в 1952 году.
Кроме фотографий представлены живописные постановки натуры второй половины 19 и 20 в. столетия из фондов Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств - лучшие этюды, удостоенные серебряных медалей на экзаменах и определенные "в оригиналы" как образцы для последующих поколений учеников. В отличие от петербургского варианта этой выставки (проходившей в залах Научно-исследовательского музея РАХ в 2004г.), московский проект более обширен по охвату со-бытий и представленным живописным работам. Несомненный интерес, помимо классических натурных постановок середины и конца 19в. В.И.Бочина, Г.В.Глушкова, представляют работы В.Н.Прошкина, ученика мастерской А.Е.Кареева, выполненные в конце 1920х гг., а также учебные: этюд С.Эпштейна и эскиз Н.Ломакина "Первая деталь" (оба 1951г.)
Помимо материалов из Научно-исследовательского музея, использованы фотодокументы, предоставленные другими учреждениями Академии - Научной библиотекой, Фотоархивом, Научно-библиографическим архивом; а также другими организациями - Центральным государственным архивом кинофотодокументов Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургским филиалом архива Российской Академии наук.