Северо-Осетинский государственный объединенный музей истории, архитектуры и литературы представляет проект "Соседи по планете".
В январе 2006 года планируется разработка текстов лекций и тематических уроков по программе, начало образовательной деятельности, проведение семинара для педагогов.
1. Резюме
Основной идеей предлагаемого проекта является идея использования коллекционных энтомологических препаратов и других музейных материалов прямо или косвенно связанных с энтомологией для организации образовательного процесса.
В настоящее время общепризнано, что "экологическое образование и воспитание должны быть сквозным и многоступенчатым и при этом осуществляться на протяжении всей жизни человека, непрерывно обогащая его знаниями в соответствии с новейшими научными данными и конкретной экологической ситуацией…". Как самая разнообразная и многочисленная группа животных (численность насекомых Земли 10 в восемьнадцатой степени особей, количество видов - не менее 1200000), насекомые являются примером того, как живые организмы могут приспосабливаться к различным условиям окружающей природной среды, реагировать на ее изменения, взаимодействовать с другими компонентами живой и неживой природы, т. е. являются прекрасной моделью иллюстрирующей взаимосвязи в биосфере. При этом роль насекомых, с которыми человеку приходится сталкиваться практически во всех сферах своей деятельности, явно недопонимается последним, что часто приводит к антагонистическим отношениям, которые, в свою очередь, ведут к последствиям еще более непредсказуемым (как, например, применение ДДТ для защиты растений от насекомых-"вредителей" оказывает губительное влияние на всех потребителей этих растений). Причина такого положения вещей кроется в незнании или недостаточном знании.
2. Проблема, которую решает проект
Проблема, которую призвано решить осуществление предлагаемого проекта, является многоуровневой. Решение проблемы, на которую нацелен проект, на локальном уровне, ведет к продвижению в решении некоторых проблем на региональном и даже глобальном уровнях.
Реализация проекта "Соседи по планете" решает проблему дисбаланса знаний о животном мире, имеющем место в современных образовательных программах и приводящем, в конечном итоге, к вопиющей экологической безграмотности. Дело в том, что изучению насекомых, в программах обучения, отведено очень незначительное количество времени, причем этому вопросу уделяется гораздо больше времени в детском саду и начальной школе, чем в средней школе, колледже или ВУЗе. В конечном итоге, багаж знаний о насекомых у взрослого человека остается на уровне начальной школы, что в свою очередь ведет к выбору тактик и стратегий отношений с этой группой животных, базирующихся на том уровне знаний, который определяется термином "экологическая безграмотность", а это, в свою очередь, ведет к той ситуации в мире, которую называют "на грани экологической катастрофы".
3. Цели и задачи
Целью, предлагаемого проекта, является создание и внедрение в практику музейной образовательной программы, способной положительно повлиять на изменение отношения к окружающей природной среде, всех возрастных категорий жителей г. Владикавказа и Республики Северная Осетия-Алания в целом.
Задачи проекта: 1) проведение анализа применяемых в республике учебных программ (от детского сада до курса подготовки инженеров-экологов), на предмет соответствия мировому уровню знаний в области энтомологии, по всем естественнонаучным учебным дисциплинам; 2) изучение, применяемого, в мировой и отечественной практике, опыта экологического воспитания и образования и возможности его адаптации к специфике местных условий; 3) компиляция музейной образовательной программы "Соседи по планете" из результатов, полученных в ходе реализации пунктов 1) и 2).
4. Продукты и услуги
Продукты и услуги, предоставляемые в рамках проекта:
1. Брошюра "Соседи по планете" - музейная образовательная программа;
2. Оснащение: игрушки-животные, разрезные картинки, сюжетные картинки, детское лото "Времена года", домино "Шестиногие соседи", слайд-фильмы "Бабочки из Красной Книги", "Многообразие насекомых", CD "Насекомые и биосфера", "Редкие и исчезающие насекомые Кавказа";
3. Циклы лекций и тематических уроков: "Первые шаги познания" - для дошкольников, "Мир полный загадок" - для младших школьников, "Вопросы и ответы" - для школьников 5 - 8 классов, "По законам Жизни" - для школьников 9 - 11 классов, "На пути к Гармонии" - для студентов, "Алгеброй Гармонию проверим" - для взрослых; Факультатив для семейного досуга - "Окно в мир".
Энтомологические коллекции всегда притягивали к себе внимание великолепием форм и расцветок, но их образовательная функция сводилась, в основном, к демонстрации систематических, биологических и других особенностей конкретных групп насекомых. Предлагаемые продукты и услуги призваны, на примере насекомых, продемонстрировать взаимосвязи всех компонентов биосферы и тем самым привить слушателям комплексный экологический подход к восприятию окружающего мира.
4. Анализ потребности в продуктах и услугах
Главным индикатором потребности в предлагаемых продуктах и услугах является состояние окружающей природной и техногенной среды и физическое здоровье ее обитателей. Как показывает статистика на сегодняшний день, по РСО-Алания, мы имеем следующее положение вещей: 1) эрозия почв до 20% ; 2) снижение верхней границы леса и деградация кустарников; 3) загрязнение реки Терек нефтепродуктами превышающее ПДК в 3,3 раза; 4) невынашивание беременности у женщин, проживающих в экологически неблагополучных районах республики, составляющее 33,2 - 45% и т.д. Главный вывод - нужно коренным образом менять подходы, формировать новое мировоззрение.
Рассматривая продукты и услуги с точки зрения внедрения в расширение образовательного процесса, мы видим, что здесь возникает проблема временной регламентации тем учебных программ. Разрешение этой проблемы в каждом конкретном учебном заведении возможно различными путями (например: договор с преподавателем профильного предмета, применение административного ресурса директора школы или министерства и т.д.).
При рассмотрении с точки зрения внешкольной работы или с позиции организации досуга, мы сталкиваемся с конкуренцией на рынке свободного времени. В этих условиях нашими конкурентами выступают и компьютерные клубы, и бары с ресторанами, и кинотеатры, и даже домашний телевизор. Но и здесь имеются способы завоевать свою аудиторию, а решающее значение имеет то, на каком качественном уровне сделаны продукты и услуги и как они адаптированы к интересам той возрастной группы, на которую ориентированы. Здесь возможно делать упор на модные тенденции, стильность и т.п.