С 7 июня по 4 июля 2005 года Федеральное агентство по культуре и кинематографии (Роскультура), Министерство Национального Культурного Наследия Венгерской Республики в рамках Сезона культуры Венгрии в России - "Окно в Венгрию" представляют "Реальные и виртуальные пространства" - выставку изобразительного искусства.
На выставке современного венгерского искусства москвичи смогут познакомиться с работами художников, представителей конструктивно-геометрического направления в живописи. Впервые в Москве будет показано такое значительное количество работ художников, как известных, состоявшихся мастеров, так и совсем молодых представителей этого художественного направления.
В геометрической бесконечности преломляется мир и пространство, конструкции могут созидать, а могут и разрушить, раздавить и раскрошить все - от земного шара до настроения. За изысканной и даже изощренной формой могут стоять пустота, а могут - раздумья. Воображение может разыграться, а можно ощутить себя в клетке, в ловушке, хорошо и ладно сконструированной. Все и всегда зависит от смотрящего. А на выставке смотреть будет на что, это и произведения станковой живописи, и картины-формы, статическая и кинетическая пластика, интерактивные, трехмерные компьютерные инсталляции и анимационные компьютерные композиции, крупные компьютерные эстампы. Новейшие технические достижения - развитие видео- компьютерной техники - предоставили геометрическим направлениям естественное поле деятельности.
Однако, в границах жанра не прерывается духовная связь художников, тех, что открыли в 20-х годах прошлого века авангардные направления в живописи, захваченные неограниченной свободой их форм и тех, что, спустя 80 лет, развивают жанр на новых витках познания. Новое мышление и новые творческие возможности, но основа, в значительной мере - русских супрематизм и конструктивизм. Именно поэтому выставка в Москве представляется особенно важной в общей системе зримых и невидимых связей между художниками одной веры. Подражание мэтрам - в традиции искусства всех стран , Венгрия - не исключение, здесь чтут корифеев жанра: Лайоша Кашшака, Ласло Мохоли-Надь, Белу Уитз, Шандора Бортник и других мастеров. Но духовный подъем 60-х годов пополнил венгерское конструктивное искусство новым структурно-концептуалистским мышлением, а постмодернизм 80-х - обогатил творческие возможности контекстным содержанием.
На выставке представят свои произведения Имре Бак, Аттила Чёргё, Андраш Гаал, Тибор Гайор, Иштван Харасти, Тамаш Хенце, Каталин Хетеи, Дёрдь Йованович, Тамаш Йованович, Андраш Капитань, Ласло Киш Ласло, Тамаш Конок, Иво Ковач, Дора Маурер, Янош Медик, Андраш, Мендян, Иштван Надлер, Гизелла Ракоци, Золтан Сегеди Масак, Дёрдь Варга, Андраш Вольски.
Среди участников - Дора Маурер - лауреат Премии им. Кошута, график, художник, представитель старшего поколения конструктивистов, инициатор и куратор выставки в Москве. Она родилась в 1937 году в Будапеште. В начале 60-х Дора Маурер представила публике первые свои работы: эмоциональные гротесковые офорты. В конце 60-ых - создаёт свои концептуальные произведения. С годами арсенал используемых ею средств обогащается новыми материалами, использует фотографию, серии работ сопровождаются фильмами. Вскоре открывает для себя принцип построения "квази-картин". Суть которого в том, что выделенный случайный элемент геометрической растровой системы, увеличивается и помещается в плоскость, а затем - в пространство. С 1967 года она живет и в Вене, и в Будапеште. С 1990 года преподаёт в Венгерском институте изобразительных искусств в междисциплинарном классе живописи.
Работы Доры Маурер демонстрировались в Граце, Утрехте, Загребе, Вене, Стокгольме, Братиславе, Нюрнберге, Штуттгарте, в секешфехерварском Музее короля Святого Иштвана, в будапештском Музее Эрнста и Музее Людвига.
7 июня в 17 00 в Выставочных залах на Арбате Государственного музея А.С.Пушкина выставку откроет Государственный Секретарь Министерства Национального Культурного наследия Венгерской республики г-н Лайощ Ващщ.