НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Красота, возвращенная людям

c 21 мая по 1 октября 2005Ленинградская область
Павловск
Накануне Дня музеев в Государственном музее- в знаменитых дворцах: Юсуповском, заповеднике "Павловск" открылась выставка "Красота, возвращенная людям". Выставка приурочена к 100-летию со дня рождения художника и реставратора Анатолия Владимировича Трескина (1905-1986) и одновременно посвящена 60-летию Великой Победы.

Завершив классическое академическое образование в Ленинграде, А.В.Трескин получил в 1928 году диплом художника-техника по монументальной живописи. Благодаря своему учителю профессору Д.И.Киплику, крупнейшему знатоку техники и технологии живописи, А.В.Трескин еще в студенческие годы приобщился к реставрации момументальных росписей. В предвоенные годы он занимался реставрацией живописного декора в Юсуповском, Шуваловском и Строгановском дворцах. Вместе с тем он пробует себя как художник-монументалист: расписывает рабочие клубы, дворцы культуры, санатории для трудящихся, а в 1935 году он исполняет государственный заказ на создание живописных панно в Аничковом дворце, который реконструировали как Дворец пионеров.

В годы ВОВ он стал военным художником. Сначала на полуострове Ханко, а затем в блокадном Ленинграде, являясь главным художником Политуправления Балтийского флота, он писал портреты героев-моряков и летчиков, создав целую портретную галерею Героев Советского Союза: Антоненко, Осипова, Бринько, Гранина. Выполнял многочисленные плакаты, листовки в технике автолитографии, в частности для альбома "Герои Балтики" (1943/44г.), писал батальные картины, прославлявшие мужество и героизм защитников Ленинграда. За комплекс этих работ в годы войны А.В.Трескин был награжден в 1944 году боевым орденом Красной Звезды.

В 1954 г., когда еще велись строительные работы по воссозданию фасадов Павловского дворца, директор музея А.И.Зеленова пригласила художника взяться за воссоздание утраченных монументальных росписей в дворцовых залах. К этому времени А.В.Трескин уже был хорошо известен своими работами по реставрации Парадной лестницы Зимнего дворца и многих залов Эрмитажа (1946-48 гг.), а также живописного декора в Ораниенбауме и Царском Селе (г.Пушкине), довелось ему поработать как реставратору фресок в Новгороде, Пскове и в Суздале.

Но с этого времени и до конца своих дней творческая биография А.В.Трескина была неразрывно связана с Павловском. А.И.Зеленова вспоминала: "Ни один художник не отваживался взять на себя невероятно сложный, вообще необычный труд - вернуть заново то, что унесла война. Никто не брался за эту работу. А Трескин поверил в свои силы и сумел увидеть в этой копоти и руинах дворца, в зияющих провалах исчезнувших перекрытий будущую красоту живописи, музу, которая воцарится в прекрасных помещениях Аполлона".

Для работы во дворце А.В.Трескин подобрал небольшую бригаду, первоначально в нее вошли его жена художник-реставратор В.М.Дядюченко и Г.А.Ольшевский, а также молодые выпускники ЛВПХУ им. В.И.Мухиной: А.И.Буренин, В.В.Зверев, А.А.Морошкин и О.Н.Харламов. Созданию каждого эскиза предшествовала большая изыскательская работа. Художник по крупицам собирал материал: подлинные фрагменты (там, где они уцелели), довоенные фотографии, документальные описания и, конечно, изучение манеры и техники письма каждого декоратора прошлого на примерах имеющихся подлинников, например картин Я.Меттенлейтера, росписей Д.-Б.Скотти в Елагином дворце, декораций Гонзага в усадьбе "Архангельское". После создания эскиза разрабатывался рисунок-эталон в цвете в натуральную величину. Декоративные росписи в Павловском дворце выполнялись разными способами - масляной, темперной и клеевой живописью на разных материалах - по штукатурке, натуральному и искусственному мрамору, стеклу, шелку и на холсте, так как это было в 18 веке.

Задумывая выставку (автор концепции Л.В.Коваль), создатели хотели показать прежде всего тот колоссальный труд художника, который вернул Павловску утраченную в годы войны красоту, так как именно монументальные росписи составляли один из важнейших элементов декора дворца. Эскизы и эталоны для росписей занимают значительное место на выставке. Это главным образом графические работы, выполненные в технике акварели и гуаши и отличающиеся тончайшей проработкой деталей.

Вместе с тем - это монографическая выставка, которая раскрывает различные жизненные этапы художника, а также ступени роста мастерства. А.В.Трескин являлся одним из немногих живописцев-профессионалов, владевших всеми секретами живописного мастерства, техникой масляной, темперной и фресковой живописи. На выставке впервые широко представлены его работы в различных жанрах: портрет, пейзаж, натюрморт. Еще в юности он черпал вдохновение и мастерство, копируя великих мастеров прошлого. Истинным украшением являются две превосходные копии мастера - "Мадонна Литта" Леонардо да Винчи и "Венера перед зеркалом" Тициана ( в 1932 году подлинник был продан в Америку и таким образом копия Трескина приобретает особую значимость для отечественной культуры). Имеется и раздел, посвященный его работам военного времени, которые отражают особый пульс времени.

Центральное место в дизайне выставки занимает "Автопортрет в меховой шапке". Это парадный портрет в рост на фоне собственных живописных полотен. Многоплановая композиция портрета раскрывает творческое кредо художника и повествует о его профессиональной судьбе.

Дополняют выставку фотографии, документы и награды художника.

Таким образом, выставка "Красота, возвращенная людям" знакомит посетителей музея с именем художника А.В.Трескина, несколько позабытым в наши дни, художника, чье творчество и сама жизнь являются воплощением времени, художника, чей труд вписан в золотой фонд отечественной культуры. Он единственный из реставраторов был награжден одновременно и Золотой медалью Академии художеств и стал лауреатом Государственной премии в 1975 году.

Выставка будет открыта по октябрь 2005 года.

www.museum.ru/N22382
Ваше мнение »»

»»Государственный музей-заповедник "Павловск"
Адрес:город Санкт-Петербург, г. Павловск, ул. Садовая, 20
Проезд:См. здесь
Телефоны:(812) 452-1536, 452-1214 (отд.культурных программ)
сайт:www.pavlovskmuseum.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 20.09.2019  x    ?  


Импрессионизм и испанское искусство

Выставка итальянского современного искусства в Геологическом музее им. В.И. Вернадского

Пушкинский музей открывает новое пространство для молодежи

Выставка Екатерины Муромцевой «То, что бывает с другими»

Усадебный альбом. Мария Поленова. Василий Тропинин

Выставка «Цвет. 90 шедевров из музеев Подмосковья» в Музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим»

Памяти большого художника. Владимир Старов

II Всероссийский конкурс «Корпоративный музей» пройдет в пространстве Завода Шпагина в Перми

Выставка произведений Шалвы Бедоева и Олега Басаева

639 годовщину Куликовской битвы отпразднуют на Куликовом поле

Поэтический вечер Марины О’Брайен

Выставка «Небо - призвание сильных» в Саратовском областном музее краеведения

Сергей Зарва. Склеп Князя Таврического

Бахрушинский музей представляет выставку "Ожившие плакаты" в Даниловской художественной галерее

В Музеях Московского Кремля открывается новый лекционный сезон

Третьяковская галерея открывет выставку «Гиперреализм. Когда реальность становится иллюзией» в Самаре

В Москве на ВДНХ проходит крупнейший фестиваль дикой природы "Золотая Черепаха"

Выставка «Наградное и подарочное оружие» в Саратовском областном музее краеведения

Цикл концертов, посвященный 250-летию Л. ван Бетховена, в "Аптекарском огороде"

«Лирические этюды» Эдуардаса Межелайтиса

Объявлена программа фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера 2019»

Красс Клемент. Незримое пространство

Модель Вселенной эпохи Ренессанса. Астрономические часы XVI века из собрания Государственного Эрмитажа

Выставка «Учебный рисунок. Мастерская монументальной живописи Александра Быстрова»

15-й фестиваль «Современное искусство в традиционном музее»

Выставка «Будь мне женой по закону Моисея и Израиля» в Музее истории религии

Выставка «Текстильные сокровища в костелах Литвы» в Музее истории религии

"Без лести предан". К 250-летию со дня рождения графа А.А. Аракчеева

Шпалеры XIX–XX веков в собрании Эрмитажа

«Он миру чужд был. Все в нем было тайной…». К 205-летию Михаила Юрьевича Лермонтова


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru