НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Красота, возвращенная людям

c 21 мая по 1 октября 2005Ленинградская область
Павловск
Накануне Дня музеев в Государственном музее- в знаменитых дворцах: Юсуповском, заповеднике "Павловск" открылась выставка "Красота, возвращенная людям". Выставка приурочена к 100-летию со дня рождения художника и реставратора Анатолия Владимировича Трескина (1905-1986) и одновременно посвящена 60-летию Великой Победы.

Завершив классическое академическое образование в Ленинграде, А.В.Трескин получил в 1928 году диплом художника-техника по монументальной живописи. Благодаря своему учителю профессору Д.И.Киплику, крупнейшему знатоку техники и технологии живописи, А.В.Трескин еще в студенческие годы приобщился к реставрации момументальных росписей. В предвоенные годы он занимался реставрацией живописного декора в Юсуповском, Шуваловском и Строгановском дворцах. Вместе с тем он пробует себя как художник-монументалист: расписывает рабочие клубы, дворцы культуры, санатории для трудящихся, а в 1935 году он исполняет государственный заказ на создание живописных панно в Аничковом дворце, который реконструировали как Дворец пионеров.

В годы ВОВ он стал военным художником. Сначала на полуострове Ханко, а затем в блокадном Ленинграде, являясь главным художником Политуправления Балтийского флота, он писал портреты героев-моряков и летчиков, создав целую портретную галерею Героев Советского Союза: Антоненко, Осипова, Бринько, Гранина. Выполнял многочисленные плакаты, листовки в технике автолитографии, в частности для альбома "Герои Балтики" (1943/44г.), писал батальные картины, прославлявшие мужество и героизм защитников Ленинграда. За комплекс этих работ в годы войны А.В.Трескин был награжден в 1944 году боевым орденом Красной Звезды.

В 1954 г., когда еще велись строительные работы по воссозданию фасадов Павловского дворца, директор музея А.И.Зеленова пригласила художника взяться за воссоздание утраченных монументальных росписей в дворцовых залах. К этому времени А.В.Трескин уже был хорошо известен своими работами по реставрации Парадной лестницы Зимнего дворца и многих залов Эрмитажа (1946-48 гг.), а также живописного декора в Ораниенбауме и Царском Селе (г.Пушкине), довелось ему поработать как реставратору фресок в Новгороде, Пскове и в Суздале.

Но с этого времени и до конца своих дней творческая биография А.В.Трескина была неразрывно связана с Павловском. А.И.Зеленова вспоминала: "Ни один художник не отваживался взять на себя невероятно сложный, вообще необычный труд - вернуть заново то, что унесла война. Никто не брался за эту работу. А Трескин поверил в свои силы и сумел увидеть в этой копоти и руинах дворца, в зияющих провалах исчезнувших перекрытий будущую красоту живописи, музу, которая воцарится в прекрасных помещениях Аполлона".

Для работы во дворце А.В.Трескин подобрал небольшую бригаду, первоначально в нее вошли его жена художник-реставратор В.М.Дядюченко и Г.А.Ольшевский, а также молодые выпускники ЛВПХУ им. В.И.Мухиной: А.И.Буренин, В.В.Зверев, А.А.Морошкин и О.Н.Харламов. Созданию каждого эскиза предшествовала большая изыскательская работа. Художник по крупицам собирал материал: подлинные фрагменты (там, где они уцелели), довоенные фотографии, документальные описания и, конечно, изучение манеры и техники письма каждого декоратора прошлого на примерах имеющихся подлинников, например картин Я.Меттенлейтера, росписей Д.-Б.Скотти в Елагином дворце, декораций Гонзага в усадьбе "Архангельское". После создания эскиза разрабатывался рисунок-эталон в цвете в натуральную величину. Декоративные росписи в Павловском дворце выполнялись разными способами - масляной, темперной и клеевой живописью на разных материалах - по штукатурке, натуральному и искусственному мрамору, стеклу, шелку и на холсте, так как это было в 18 веке.

Задумывая выставку (автор концепции Л.В.Коваль), создатели хотели показать прежде всего тот колоссальный труд художника, который вернул Павловску утраченную в годы войны красоту, так как именно монументальные росписи составляли один из важнейших элементов декора дворца. Эскизы и эталоны для росписей занимают значительное место на выставке. Это главным образом графические работы, выполненные в технике акварели и гуаши и отличающиеся тончайшей проработкой деталей.

Вместе с тем - это монографическая выставка, которая раскрывает различные жизненные этапы художника, а также ступени роста мастерства. А.В.Трескин являлся одним из немногих живописцев-профессионалов, владевших всеми секретами живописного мастерства, техникой масляной, темперной и фресковой живописи. На выставке впервые широко представлены его работы в различных жанрах: портрет, пейзаж, натюрморт. Еще в юности он черпал вдохновение и мастерство, копируя великих мастеров прошлого. Истинным украшением являются две превосходные копии мастера - "Мадонна Литта" Леонардо да Винчи и "Венера перед зеркалом" Тициана ( в 1932 году подлинник был продан в Америку и таким образом копия Трескина приобретает особую значимость для отечественной культуры). Имеется и раздел, посвященный его работам военного времени, которые отражают особый пульс времени.

Центральное место в дизайне выставки занимает "Автопортрет в меховой шапке". Это парадный портрет в рост на фоне собственных живописных полотен. Многоплановая композиция портрета раскрывает творческое кредо художника и повествует о его профессиональной судьбе.

Дополняют выставку фотографии, документы и награды художника.

Таким образом, выставка "Красота, возвращенная людям" знакомит посетителей музея с именем художника А.В.Трескина, несколько позабытым в наши дни, художника, чье творчество и сама жизнь являются воплощением времени, художника, чей труд вписан в золотой фонд отечественной культуры. Он единственный из реставраторов был награжден одновременно и Золотой медалью Академии художеств и стал лауреатом Государственной премии в 1975 году.

Выставка будет открыта по октябрь 2005 года.

www.museum.ru/N22382
Ваше мнение »»

»»Государственный музей-заповедник "Павловск"
Адрес:город Санкт-Петербург, г. Павловск, ул. Садовая, 20
Проезд:См. здесь
Телефоны:(812) 452-1536, 452-1214 (отд.культурных программ)
сайт:www.pavlovskmuseum.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 25.06.2017  x    ?  


Концерт современной академической музыки в Музее А.Н. Скрябина

Альбин Бруновски и его ученики. Словацкая школа графики XX века

«Приобское: место рождения»: 35 лет подвига

«Живопись старых мастеров: загадки и открытия» в Приморской государственной картинной галерее

Дни Картинной галереи на Морском вокзале

“Ромашковый фестиваль” в Петербургском музее кукол

Выставка «Семья – душа России» в музее-заповеднике "Царицыно"

«Комментарий к старинной гравюре». Графика XVIII века на выставке в Омске

Выставка Александры Якуничевой "Город контрастов" в Петербургском музее кукол

Пейзажи старой Москвы. Акварели из собрания Исторического музея. К 870-летию Москвы

Выставка «Синема Ойл» открывает новый видео-цикл

Великая Отечественная война в фотографиях в Музее хрусталя им. Мальцовых

Выставка "Глаз: эволюция сложного органа" в Дарвиновском музее

Литературный вечер памяти М.А.Шолохова в университете Сока (Япония)

Выставка "Мелодия души" во Дворце конгрессов

XXVIII Международный фестиваль "Праздник Дома"

Провинциальный салон к Дню памяти и скорби в музее-усадьбе Н.Г.Чернышевского, г.Саратов

Выставка «Мозаика эпопеи» в Калининградском историко-художественном музее

Отреставрированная картина «Обращение Савла» Веронезе вернулась в экспозицию

В рамках проекта "Штурм Зимнего". Открытие выставки "Два министерства и Революция"

Традиции гостеприимства в подмосковных усадьбах

К 110-летию со дня основания Дарвиновского музея. Выставка "Десять лет второго века"

Фотовыставка «Спящие в Сен-Дени» в Калининградском историко-художественном музее

Театрализованное дефиле «Готика: новые смыслы». Проект «Ассоциации» в Царском Селе

XXXVI Цветаевский фестиваль поэзии в Александрове

Выставка «Сезон летающих рыб». Современная тайваньская новогодняя графика

Ко Дню рождения Анны Ахматовой

Открытие покоев фрейлины Воронцовой в Большом Меншиковском дворце

Братья Гроот: портретист и зверописец. Немецкие художники при российском дворе


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2017 Museum.ru