С 24 по 29 мая 2005 года Галерея "Ковчег" приглашает в Центральный Дом художника на выставку "Рисунки по делу". Рисунки Павла Шевелева на судебном процессе Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Выставочный проект на Международной художественной ярмарке "Арт Москва 2005".
Павел Шевелев оказался единственным художником, направившимся рисовать в Мещанский суд города Москвы на процесс по делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева не по заказу какого-либо издания, а исходя из собственного интереса. Можно сказать, что молодой график определил свое отношение к довольно активно обсуждаемой в последнее время теме "искусство и современность". На протяжении нескольких последних месяцев он почти ежедневно ходил в зал судебного заседания, чтобы создать серию документальных рисунков, складывающихся в хронику одного из заметных сюжетов российской современности. Его рисунки лишены пафосной публицистичности, почти беспристрастны. Изображены выступления прокурора и адвокатов, портреты судей, подсудимых в клетке, свидетелей на трибуне, заснувших конвойных… Разглядывать рисунки, становясь с помощью Шевелева причастным к не сходящему с газетных страниц процессу, интересно, но показывать эти листы "Ковчег" никогда бы не взялся, если бы кураторы не усмотрели в них художественных достоинств. К тому же, говоря громкими словами, гражданская позиция молодого автора этого небанального проекта не могла не вызвать кураторских симпатий.
Работы Шевелева вполне можно отнести к жанру courtroom art - "искусству судебного зала", имеющему свою предысторию в мировой художественной культуре. Менцель и Остеррайх в XVIII веке, а в следующем столетии - Гаварни и Домье оставили немало подобных жанровых изображений. Их литографии воспроизводились в журналах, появлялись в виде отдельных альбомных изданий. Большая серия литографий "Красные мантии" с портретами судей на заседаниях суда публиковалась, например, в Vanity Fair во второй половине XIX века; на рубеже ХХ столетия в Бостоне работал Дуайт Кейз Стерджес, автор серии офортов с изображениями судебных процессов. История мирового искусства прошлого века вообще пестрит именами художников, связанных с этим жанром - только в России он пока не слишком прижился.
Свидетельства времени всегда интересовали кураторов "Ковчега". Для рассмотрения выбирались разные стороны действительности. Можно вспомнить выставки "Память нёба" (тема еды в изобразительном искусстве ХХ века), "Сто лет с огоньком" (о курении и курильщиках), "На солнечном пляже в июне", посвященную теме отдыха у воды. Последний такой проект - "Слушали - постановили", о рисовании на всякого рода собраниях. Нынешняя экспозиция в чем-то родственна той выставке: документальная функция соединяется в рисунках Шевелева с решением профессиональных задач рисовальщика.
Несколько слов о художнике. В последний раз "Ковчег" экспонировал его работы на "Арт Москве" в 2003 году; еще раньше было участие Шевелева в нескольких галерейных проектах. Персональная выставка Шевелева состоялась в "Ковчеге" весной 2004 года.
За годы после учебы в Полиграфическом институте (1992 - 1997) Павел Шевелев успел проиллюстрировать больше десятка книг, сотрудничал с издательствами "Дрофа", "Просвещение", "Аванта+", "АСТ-пресс", "Открытое общество", "Независимой газетой", "Книжным обозрением", журналом "Финанс" и другими. Выполнил большую монументальную роспись, получил диплом Академии художеств за серию станковых рисунков "Пушкинский музей" (2003).
Презентация проекта в рамках ярмарки "Арт Москва" состоится 24 мая в 17.00 на стенде № 11.