Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ и Государственная Третьяковская галерея на Крымском валу приглашают посетить выставку Павла Никонова. Живопись, графика. 1980-е - 2004. Пресс-показ - 17 мая в 14.00. Выставка открыта с 18 мая по 31 июля 2005 года.
Павел Никонов - признанный мастер отечественной живописи, один из ведущих художников поколения 1960-х, чья творческая биография началась в эпоху оттепели. Участник так называемой "группы восьми" - объединения московских художников, пересматривавших принципы социалистического реализма - Никонов был одним из мастеров, стоявших у истоков "сурового стиля". Однако позже он отошел от этого направления, избежав штампов, на многие годы закрепившихся в советском искусстве. Выставка в Третьяковской галерее представляет не хрестоматийно известные страницы творчества Павла Никонова, а работы последних двадцати лет. В составе экспозиции - около 50 живописных и 20 графических произведений из собрания автора, связанных преимущественно с деревенской темой.
Павел Федорович Никонов родился в Москве в 1930 году. Рисовать начал, когда вместе с Московской художественной школой, где учился его брат, оказался в эвакуации в глухом уральском селе Воскресенское. По окончании школы, в 1949, Павел Никонов поступил в Московский государственный художественный институт им. В.И.Сурикова; окончил его в 1956 году, защитив диплом картиной "Октябрь". За эту работу в 1957 году на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве Никонов получил большую серебряную медаль. Тогда же вступил в Московский союз художников. В 1959 году совершил первую поездку в Сибирь на Братскую ГЭС, после которой написал приобретшую широкую известность картину "Наши будни". Затем состоялась большая поездка в Саяны вместе с геологической партией. В 1962 году на выставке, посвященной 30-летию МОСХа, Павел Никонов показал картину "Геологи", ставшую, наряду с работами братьев Смолиных и Н.Андронова, живописным манифестом целого поколения. Никонов участвовал во многих групповых, республиканских и всесоюзных выставках. В 1985 году на Международной биеннале реалистической живописи в Софии он получил большую золотую медаль. В 1991 году состоялась первая персональная выставка Павла Никонова в Центральном доме художника. За работы, представленные на ней, он был удостоен Золотой медали Академии художеств СССР. В 1998 году Никонов избран членом-корреспондентом, а в 2000 - Действительным членом Российской академии художеств. Ему присвоено звание "Народный художник Российской Федерации".
Когда в начале 1970-х Павел Никонов отошел от "сурового стиля", его заинтересовали художественный язык примитива, бытовой жанр. Сегодня главное место в творчестве Никонова занимает тема современной деревни, понимаемая художником как драма исторической судьбы русского крестьянства.
На протяжении многих лет Никонов проводит лето и осень на Волге в деревне Алексино, которая стала его вторым домом и основной творческой лабораторией. Художник считает это место знаковым для русской культуры. Алексино расположено в Тверской области близ Калязина, старинного городка, на две трети затопленного в результате возведения плотины. Для Никонова драматичная судьба погубленного города, взорванный в нем Макарьевский монастырь и чудом уцелевшая колокольня Николаевского собора, ныне возвышающаяся над гладью водохранилища, - символ состояния русской культуры и безразличия человека к историческому наследию.
Острый контраст между пронзительной красотой приволжской природы и разрухой, запустением русской деревни - главные темы живописных работ Павла Никонова. Среди них прослеживаются доминирующие темы: "калязинская колокольня", "пожар", "деревенские похороны". Экспрессивная манера письма и эмоциональная насыщенность цвета придают значимость внешне простым сюжетам его картин.
По мнению художника, "именно в деревне, на деревенском материале многие социальные процессы выявляются острее, явственнее. Человек в нашей сегодняшней деревенской среде, в нашей неброской природе как бы растворяется, превращается в какой-то одушевленный натюрморт. Это очень интересно и в пластическом, и в живописном отношении". - "Все, что вижу вокруг себя, - говорит Никонов, - то и рисую… В деревне восприятие острее и проще, чем в городе. Небо и земля, а на ней человек со своими проблемами…"