С 19 мая по 11 июня 2005 года Ценральный Выставочный зал "Манеж" приглашает на выставку семьи художников Пакулиных "Видеть одухотворенно". Из музеев Санкт-Петербурга и частных коллекций.
Выставка произведений семьи художников Пакулиных "Видеть одухотворенно" из цикла "Художественные династии", представляет творчество четырех мастеров - различных и в то же время объединенных истинными традициям петербургской культуры. Это Вячеслав Владимирович Пакулин (1900 - 1951), его жена Мария Александровна Федоричева (1895 - 1971), сын Вячеслав Вячеславович Пакулин (1950 - 2000) и дочь Любовь Вячеславовна Пакулина (р. 1947).
В.В.Пакулин - личность легендарная, хотя имя художника известно далеко не каждому петербуржцу. Начало творческого пути мастера пришлось на первые годы революции. Его деятельная и бунтарская натура в полной мере проявила себя еще в начале 1920-х годов. Отдавая дань новаторским экспериментам времени, Пакулин создает работы кубофутуристического толка. В 1926 году он становится лидером молодежного художественного объединения "Круг художников" (1926-1932), в состав которого входили не менее одаренные художники (А.Пахомов, А.Почтенный, А.Ведерников, А.Русаков, А.Самохвалов, и др.). Но организатором всех начинаний и автором широковещательных деклараций был именно Пакулин. Его поиски "стиля эпохи", монументального по форме и емкого по содержанию, воплотились в создании серии программных живописных произведений, таких как "Жница" (1926 - 1927), "Женщина с ведрами" (1928?) и других.
В 1930-е годы творчество Пакулина характеризуется пробуждением интереса к портретному жанру и пейзажу. Последний становится главной темой художника в годы Великой Отечественной войны. Именно теперь ему по-настоящему открывается величественная красота города. В кошмарном аду бомбежек и ужасов смерти она возвращала ощущение реальности, вселяла надежду. Цикл работ блокадного периода принес художнику известность. О нем рассказали кадры Ленинградской кинохроники. Эпизод, запечатлевший Пакулина зимой 1941-1942 годов с этюдником на заснеженном Невском проспекте, вошел в документальную эпопею "Ленинград в борьбе". Однако в послевоенные годы произведения Пакулина подвергались критике, как "яркий пример формализма в живописи". Он стал свидетелем уничтожения части своих работ, и умер в 1951 году, не отмеченный ни званиями, ни наградами, ни должным вниманием. Выставка в "Манеже" впервые представляет творчество этого маститого художника широкой аудитории зрителей, равно как и искусство М.А. Федоричевой, его соратницы по "Кругу художников". Целиком посвятившая свою жизнь Вячеславу Владимировичу, она оставила небольшое наследие - в основном, натюрморты, которые свидетельствуют о ее не реализовавшихся в полную меру творческих возможностях.
В.В.Пакулина младшего называют "Романтическим рыцарем Михайловского замка". Значительную часть своего творчества он посвятил петербургскому пейзажу, по-своему интерпретировав идею "одного мотива". Художник погружается в увиденное, которое, став "приютом его души", уже не нуждается в конкретности времени и места, оно - лишь инструмент для выражения внутреннего состояния. Каждый пейзаж неповторим в своей цветовой гамме и напоен тончайшими оттенками чувства. Палитра Пакулина может блистать декоративностью или быть предельно скромной, сдержанной и благородной.
Л.В.Пакулина (р. 1947 г.) уходит от современности в мир интимно-лирических образов. В неброских видах родных мест, изображении привычных повседневных вещей (серии "Дачи", "Заборы", "Зеркала", "Старая мебель") мастеру удается передать тонкую поэзию и красоту, наполнив их символической значимостью. Акварели Пакулиной напоминают некое сказочное действо. При достаточно ограниченной цветовой гамме, тяготеющей к монохрому высветленной палитре, мы попадаем в царство тончайшей красочности, передающей богатое разнообразие эмоциональных нюансов.
На выставке представлены произведения из фондов Государственного Русского музея, Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, из Коллекции современного искусства ЦВЗ "Манеж", а также из частных собраний.
Пресс-конференция, посвященная открытию выставки, состоится 19 мая в 15.00.
Торжественное открытие выставки состоится 19 мая в 16.00.