В январе 1936 года Саратовский художественный музей вошел в список из двадцати музеев, которые переходили в подчинение Всесоюзному комитету по делам искусств. Еще через год художественный отдел Областного музея превратился в самостоятельное учреждение.
В феврале 1937 года четыре зала заняла выставка памяти А.С.Пушкина. Столетие смерти "солнца русской поэзии" с официально санкционированным размахом отмечалось тогда по всей стране. О жизни и творчестве поэта рассказывали гравюры, репродукции и фотографии картин, портретов, рукописей Пушкина с пояснительными текстами, смонтированные на специально оформленных щитах. Щиты дополняли отдельные экспонаты, витрины с книгами, живопись и скульптура саратовских художников, детские рисунки, материалы саратовского архива.
В апреле 1937 года директором Радищевского музея был назначен Иван Дмитриевич Бурмистров, имевший художественное образование и опыт административной работы. Новый руководитель демонстрировал политическую зрелость, принимая решения "преодолеть все производственные задач принципами социалистического соревнования", "поднять работу с посетителями поднять на принципиальную политическую высоту, проявить максимальную бдительность в сохранении ценностей".
За три года произошло полное обновление коллектива. В мае 1939 директор издает приказ об увольнении братьев Леонтьевых. Так были окончательно сломлены "традиции прогнившего либерализма и консерватизма".
На работу в музей принимаются молодые сотрудники, средний возраст работающих в это время - около тридцати лет. На новую должность заместителя директора по научной работе приглашена Инна Фомина, выпускница Ленинградского университета. Один за другим приходят воспитанники художественного училища Владимир Власов, Константин Частов, Георгий Кожевников, Валентин Шевченко.
Деловито и старательно они осваивают азы непривычной музейной науки: чертят планы экспозиций, учатся реставрации. Несмотря на все драматические обстоятельства, стоящие за числом "1937", с ними в стены музея возвращается нечто почти неуловимое - ощущение молодости жизни. А то, что времена не выбирают, подтвердит их дальнейшая судьба - через несколько лет Власов, Частов, Шевченко погибнут на фронтах Великой Отечественной.
После проверки наличия музейного имущества и ремонта залов произошло очередное поэтапное обновление экспозиции. В начале 1939 года часть залов на первом этаже музейного здания занимает западноевропейский отдел, а в 1940 - к 23 годовщине Октября - открывается экспозиция отдела советского искусства пополненная новыми произведениями.
Появились должности заведующего запасом и учетчика ценностей. Оборудуются помещения для хранения со специальными стеллажами, сейф. Начинается стационарная работа реставрационной мастерской. Работы для реставраторов прибавилось, так как в музей с большими повреждениями были возвращены произведения из коллекции, выданные в начале 1930-х годов разным саратовским организациям.
В Саратов начали приплывать пароходы с туристами. Пассажиры "Намангана" и "Красного Профинтерна" непременно посещали "Третьяковку Поволжья". Штатный культпросветработник следил за выполнением экскурсоводами целевой установки экскурсии: "На лучших образцах художественной культуры прошлого и настоящего осветить гигантский путь, пройденный нашей страной от нищеты, рабства, невежества к небывалому в истории человечества экономическому, политическому и культурному расцвету нашей жизни, особенно после осуществления сталинских пятилеток и претворения в жизнь Великой Сталинской Конституции".
Замечательно, что на фоне "небывалого расцвета" в 1940 году не забыли о замечательном замысле внука Радищева и отпраздновали 55-летие музея. Состоялась выставка произведений А.П.Боголюбова и конференция, на которой присутствовали художники, искусствоведы, преподаватели изобразительного искусства. Была сделана попытка создания очерка об истории музея, а Георгий Кожевников начал собирать материалы для книги об А.П.Боголюбове.
Параллельно в порядке шефства над Домом Красной армии были взяты обязательства организовать выставки "Героика русского народа", "Прошлое и настоящее бойца". Приближался 1941 год…
Елена Савельева