Волгоградский музей изобразительных искусств стал одним 17 победителей среди более 500 участников конкурса "Меняющийся музей в меняющемся мире".
26 апреля 2005 года жюри конкурса "Меняющийся музей в меняющемся мире" объявило результаты второго тура. Были названы проекты-победители и среди 17 проектов единственный проект из Волгограда "Уроки Леонардо".
Проект Волгоградского музея изобразительных искусств "Уроки Леонардо" в номинации "Музей и новые образовательные программы" стал победителем в конкурсе "Меняющийся музей в меняющемся мире", объявленным Благотворительным фондом В.Потанина, Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, при организационном участии Ассоциации менеджеров культуры.
19 мая в Государственной Третьяковской галерее состоится презентация проектов-победителей. Проект музея будет представлен и в общей итоговой мультимедийной презентации.
"Уроки Леонардо" (авторы проекта Татьяна Гафар, Дарья Супрун, Алексей Щербин) - это цикл занятий по естественно-научным дисциплинам, на базе художественного музея. Цель проекта - формирование зрительской аудитории ориентированной на восприятие и диалог с подлинным произведением изобразительного искусства, как неотъемлемой частью современного информационного мира. Наш проект неслучайно был назван "Уроки Леонардо". Каждый человек хоть однажды слышал имя одного из титанов Возрождения. Леонардо да Винчи стал символом эпохи, и в целом познания мира человеком. Современный человек в первую очередь знает Леонардо да Винчи как великого художника Возрождения. Но сам Леонардо в своём "резюме" указывал художественные способности в самом конце списка после своих умений - изобретателя, естествоиспытателя и учёного. Его универсальный взгляд на мир сегодня как никогда актуален. Технократичные ХIX и XX века противопоставили друг другу естественно-научное и гуманитарное знание. Наступивший информационный век, требует глубокого понимания целостности мира на основе тесного взаимодействия различных наук, вне зависимости от их направленности в общепринятом смысле. В возникающем глобальном мире, назрела потребность в интегрированном знании. Сфера применения коллекции художественного музея традиционно воспринимается только в русле гуманитарного образования. Мы хотим разрушить стереотип и заново открыть возможности изобразительного искусства, как инструмента познания мира. Идея проекта заключается в использовании фондов художественного музея в процессе преподавания естественно-научных дисциплин. Для этого музей превращается в средневековую лабораторию. Побывав на "Уроке Леонардо" дети в атмосфере музея увидят, как физические и химические законы были открыты или использованы в процессе создания художественных произведений. На уроке физики, химии, геометрии детям наглядно демонстрируются разделы механики, оптики, свойства материалов их взаимодействие.
Опыт мастеров Возрождения подсказал нам направление действия, а имя Леонардо да Винчи стало кодом идеи и названием проекта.
В финале соперниками Волгоградского музея изобразительных искусств были Государственный Эрмитаж, Музей Арктики и Антарктики, Ботанический музей Санкт-Петербурга, а также музеи Твери, Смоленска, Находки, Владикавказа и Торжка.
Радость победы с Волгоградом в номинации "Музей и новые образовательные технологии" раздели музеи Владикавказа, Твери и Ботанический музей Санкт-Петербурга. А также все партнёры музея по проекту, и в первую очередь Волгоградский государственный институт повышения квалификации работников образования.
В декабре 2005 года планируется презентация уроков и новой экспозиции "Средневековая лаборатория" для педагогов из Института повышения квалификации и переподготовки учителей
В апреле 2006 - проведение занятий с детьми в рамках проекта "Уроки Леонардо", анкетирование детей и педагогов. Дополнительно см. http://www.museum.ru/N26000.
В мае 2006 - проведение Олимпиады среди участников проекта, награждение победителей, освещение итогов проекта на пресс-конференции и отчётной конференции Комитета образования.