НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

"Для выполнения валютного финплана". К 120-летию Радищевского музея

17 апреля 2005Саратовская область
Исторический корпус музея по ул. Радищева, 39
1930-й год начался в Радищевском музее, который в официальных бумагах стали именовать художественным отделом Нижнее-Волжского Краевого музея, с тревожных событий. В марте в Саратове приехали сотрудники Эрмитажа С.Н.Тройницкий, В.Ф.Левинсон-Лессинг и эксперт Э.И.Богнар.

Эта тройка именовалась ударной правительственной бригадой. По поручению конторы Госторга СССР по скупке и реализации антикварных вещей "Антиквариат" они должны были произвести отбор и оценку произведений из музейной коллекции для дальнейшей передачи их "Антиквариату".

Результатом работы стал приказ из 26 пунктов. "Пункты", в которых значились произведения из первоначальной боголюбовской коллекции, живопись и графика, поступившие из частных собраний, тянули на сумму 67 400 рублей. Гравюры Дюрера, "Пейзаж с хижинами" голландца Ван Гойена, рисунки и акварели французов Фрагонара, Беланже, Девериа…

Вскоре изъятия повторились. Госфонд забирал изделия из золота, серебра, бронзы, ковры.

Экспонаты уходили на зарубежные аукционы, чтобы принести стране средства для разворачивающейся индустриализации. Распродажа коснулась столичных музеев и, в первую очередь, Эрмитажа, принеся невозвратимые потери коллекциям и немалые нравственные испытания людям, которые участвовали в происходившем. Ведь речь шла не о перераспределении экспонатов между музеями и городами, которое в 1920-е годы было обычным явлением. Теперь для выполнения валютного финплана государство продавало то, что по закону должно было охранять. Уникальные произведения порой "заказывались" известными зарубежными коллекционерами, а качество выброшенного на рынок было столь высоко, что изъятия из провинции не находили покупателей.

После аукционов 1931-1932 годов в Лейпциге и Вене часть "нерентабельных для реализации" вещей вернулась в Ленинград. Среди них были и произведения из Радищевского музея. Они остались в Эрмитаже, только "Замок Пьерфон" Камиля Коро возвратился обратно в 1965 году.

На всероссийской конференции музейных работников 1930 года была поставлена задача превращения музеев в "культпросветкомбинаты", в которых образование и просвещение заменяла пропаганда и агитация. Возникло понятие - "советский художественный музей". Первое определение требовало, чтобы экспозиция строилась по социологическому методу.

В Радищевском музее готовились показать "Западноевропейскую живопись и художественное производство XI-XVII веков, эпохи феодализма и торгового капитала" и "Русскую живопись торгово-промышленной эпохи в России в XIX веке". Однако в мае 1930 художественный отдел Нижневолжского краевого музея сильно потеснили. В залы первого этажа был перемещен историко- революционный отдел.

Такое соседство ко многому обязывало, поэтому для уяснения идеологических задач и "ознакомления с методами экспозиции художественных музеев" Александра Петровна Ручьева, новый заведующий, и научный сотрудник Наталья Оболенская были специально посланы в Москву.

Предлагавшиеся методы были грубоваты, зато политически безупречны. Так были созданы экспозиции "Религиозная и мифологическая живопись Западной Европы в эпоху феодализма и торгового капитализма", "Живопись буржуазии в Голландии XVII века". Если сами картины недостаточно убедительно рассказывали о классовом сознании, в ход шли подробные этикетки, пояснительные тексты, диаграммы.

Дела в музее откровенно не ладились. "Немарксистские специалисты" А.В. и В.В.Леонтьевы, с трудом откликавшиеся на политические смены вех, составляли карточки на произведения музейной коллекции, регулярно занимались фотосъемками отдельных экспонатов и решать идеологические задач никак не могли.

Летом 1932 год директор Нижнее-Волжского музея П.С.Рыков, сделал заведующим Николая Михайловича Евдокимова, выпускника художественного училища, которого всего год назад взяли на должность экскурсовода. Назначение оказалось неудачным, не сдав, как положено, музейной документации, не поставив никого в известность, Евдокимов в средине 1933 года уехал из Саратова. Неожиданно образовавшуюся вакансию заняла Н.И.Оболенская.

Елена Савельева

www.museum.ru/N21857
Ваше мнение »»

»»Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Адрес:Саратовская область, г. Саратов, ул. Радищева, 39, ул. Первомайская, 75
Проезд:Городским транспортом до ост. "ул. А.Н. Радищева"
Телефоны:(8452) 26-16-06, 26-12-09
сайт:radmuseumart.ru
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: конкурсы

важные события  x    ?  
новости от 04.06.2023  x    ?  


LVII Всероссийский Пушкинский праздник поэзии в Михайловском

День русского языка в Пушкинском Болдине

"Любовь и тайная свобода…" - концерт ко дню рождения А.С. Пушкина в Музее Достоевского

День рождения Пушкина в Музее Анны Ахматовой

Пушкинский праздник поэзии в Берново

ВДНХ приглашает на мероприятия ко дню рождения Александра Сергеевича Пушкина

205 лет Театру Гонзаги в Музее-заповеднике «Архангельское»

Ко дню рождения А.С. Пушкина. Литературно-музыкальный вечер в Томском художественном музее

Выставка "Габриадзе в Петербурге"

Фестиваль исторической реконструкции «Град Петров»

Выставка «Век Эрте» в РОСИЗО

"Российской державы достойная дочь!". К 240-летию легендарной кавалерист-девицы Надежды Дуровой

Выставка "Музыка птиц" в Мемориальном музее-квартире Н.А. Римского-Корсакова

Музей истории российской литературы имени В.И. Даля на VIII Книжном фестивале «Красная площадь»

Выставка "Как студент Степан Крашенинников Камчатку открыл"

«Опрокинутая вселенная» в AZ ART Маросейка

Выставка «Атласное чудо с берегов Невы» в Тверском краеведческом музее

Музеи Московского Кремля примут участие в книжном фестивале «Красная площадь»

"Воронеж! Разрушенный, но непокоренный" - рисунки из альбома художника-графика В.В. Богаткина

Праздник «Конь казаку всего дороже»

Вечер к 125-летию со дня рождения Федерико Гарсии Лорки в Доме-музее А.И. Герцена

Программа мероприятий Музея Серебряного века – июнь 2023

«Территория влияния» - выставка о Советской военной администрации в Германии

Передвижной просветительский проект Русского музея в Детской городской больнице №1

Борис Назаренко "Глубинка"

«Адреса андеграунда». Неофициальное искусство Свердловска из музейных и частных собраний

Выставка «Охотники, шуты, марионетки: тайные общества Республики Мали» в Музее Востока

50 книг Бахрушинского музея будут презентованы на фестивале «Красная площадь»

Другие грани: русский авангард из музейных и частных собраний Урала в Нижнем Новгороде

Выставка «Северный ветер» в Старой Ладоге

"Салоны" Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века

Выставка «Легкой поступью по мостовой» в усадьбе «Измайлово»

Литературный музей «ХХ век» открыл «Портал в Арктику» в центре Петербурга

Выставка «Выбор Добычиной» в Музее русского импрессионизма

Выставка "Жизнь как кино" в Галерее Люмьер


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2023 Museum.ru