Мы следим за рейтингом новостей в разделе Наиболее популярные события
http://www.museum.ru/news/news.asp#rate. С начала марта наибольшее внимание привлекает выставка "Россия - Италия"
http://www.museum.ru/N20794. Было решено, что этой выставке надо посвятить отдельную статью.
Беседа с одним из организаторов выставки Ириной Евгеньевной Даниловой. На пресс-конференции было сказано, что выставка готовилась несколько лет. Это общая практика для всех выставок или "Россия-Италия" готовилась дольше обычного?
Подготовка выставки, а особенно международной, это всегда сложный процесс. Но в данном случае он был сложней в два раза, так как для выставки собирались картины из многих музеев Италии и России. Сама Данилова для организации выставки ездила в Италию 3 раза. На первой встрече с работниками Министерства культуры, все вроде бы складывалось оптимистично, но когда дело дошло до музеев, то они с трудом расставались со своими работами.
Выставка организована под патронатом президентов двух стран Владимира Путина и Карло Адзелио Чампи. Возможно, такой значительный политический статус сыграл свою роль в том, что в состав выставки вошло столько шедевров. Но все же остается вопрос, какой аргумент был самый весомый, чтобы музей согласился дать на выставку работу из постоянной экспозиции?
Один из важных аспектов этого вопроса в том, что Россия со своей стороны представила работы высочайшего класса. Италия привезла в Россию свои уникальные произведения как бы в обмен на щедрость российской стороны.
Первоначально было предложено название выставки "Россия-Италия. Диалог культур", но сразу стало понятно, что действительного диалога между искусством этих двух стран не было. Данилова предложила назвать выставку "Россия-Италия. Сквозь века взаимного изумления". Итальянской стороне понравилось это название. Действительно, с точки зрения русских Италия веками была Мечтой, для некоторых русских она стала второй Родиной. Тоже самое можно сказать и про итальянских мастеров. Итальянцы удивлялись размеру страны, ее климату. Истоки, как русской, так и итальянской культуры во многом связаны с Византией. Рассматривая архитектуру двух стран, русские видели черты православного храма в соборе Сан-Марко в Венеции. Многие знают, что символ Москвы - Кремль строили итальянские зодчие. Таким образом, точек соприкосновения и переплетения очень много. В XIX в. выпускники Академии художеств регулярно отправлялись на пенсионерские поездки в Италию. Творчество Щедрина, Кипренского. Брюллова, Иванова было признано как в России, так и в Италии. В картине Александра Иванова "Явление Христа народу" переплелись наследие Рафаэля и черты русской иконы. Культура России и Италии имеет точки соприкосновения и в дальнейшем развитии.
Известно, что несколько залов постоянной экспозиции ГМИИ посвящены итальянскому искусству, но на выставке представлены только произведения привезенные из Италии. Работы из своей коллекции остались на прежних местах. Итальянская сторона предоставила шедевры Леонардо до Винчи, Рафаэля, Боттичелли, Тициана, Прьеро де ла Франческа. С российской стороны были показаны знакомые, можно сказать хрестоматийные произведения, но в контексте выставки они приобрели новое звучание.
Зрителю в первом посещении сложно уловить концепцию выставки, для него это скорее очень выразительный ряд картин. Для искусствознания такая выставка служит толчком к новому видению развития русской культуры.
Многие москвичи посетили Италию по туристическим путевкам. Значит ли это, что все произведения выставки они скорей всего видели? Вряд ли. Многие произведения с итальянской стороны привезены из музеев, которые находятся в стороне от распространенных туристических маршрутов. Возможно, что-то посетители и видели в Италии, но темп туристических экскурсий очень быстрый, так как посмотреть надо много. Московская выставка располагает к неспешному ознакомлению, все-таки мы у себя дома.
Из личных предпочтений Данилова выделила Пьеро делла Франческа, Леонардо и Данателло. Некоторые интересуются дальнейшей судьбой выставки, ее хотели бы посмотреть не только москвичи, но, к сожалению, после окончания сроков выставки все произведения вернутся в итальянские музеи. Выставка в других городах показана не будет. Спешите посмотреть выставку в Музее изобразительных искусств, а то иначе посмотреть работы можно будет только в 60 музеях России и Италии (Н. Трегуб).
Дополнительно о выставке http://www.museum.ru/N24962