НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Ко дню рождения В.А.Тропинина

30 марта 2005Саратовская область
Исторический корпус музея по ул. Радищева, 39
Судьба Василия Андреевича Тропинина (1776-1857) в живописи была очень непростой. Он родился в семье крепостных, и в состоянии полной зависимости пробыл до 23 лет. Будучи крепостным, он получил художественное образование в качестве "постороннего" ученика у С.С.Щукина.

Все еще крепостной графа И.И.Моркова, художник работает у него кондитером и лакеем, одновременно делая для его усадьбы копии с картин русских и западноевропейских художников, расписывает церковь в Подольском имении на Украине и пишет для нее иконы. Эту достаточно тяжелую страницу в своей жизни, когда его, талантливого и признанного художника постоянно унижают, напоминая о крепостном состоянии, Тропинин воспримет как своего рода дополнительную практику: "Я мало учился в Академии, но научился в Малороссии: я там без отдыха писал с натуры, и эти мои работы, кажется, лучшие из всех до сих пор мною написанных".

После возвращения в Москву Тропинин еще два года оставался зависимым человеком. Но в Москве он был уже известным художником, и вольная под напором общественного мнения ему была дана.

Обретя свободу, он стремится официально подтвердить звание художника и добивается звания "назначенного академика", а годом позже действительного академика.

Исследователи творчества В.А.Тропинина отмечают, что лучшие его произведения были написаны после 1823 года.

Коллекция Саратовского государственного художественного музея имени А.Н.Радищева показывает, что великолепным мастером портрета Тропинин был на протяжении всех лет своего творческого пути.

Удивительно легкой и свободной кистью отличается "Портрет В.С.Энева", крепостного художника-реставратора, человека близкого Тропинину "по судьбам". Приязненные отношения, связывающие обоих художников, находят отражение в теплых, золотисто- охристых тонах произведения.

Десятью годами позже Тропинин пишет "Портрет гравера Н.И.Уткина", сделанный в лучших традициях русской академической живописи. Знаменитый гравер представлен за работой - в его руке карандаш. Но смотрит он не на работу, а на зрителя. На заднем плане работы - голова Аполлона, покровителя искусства

При всех регалиях показан и князь Сергей Михайлович Голицын (портрет 1828 года), написанный уже свободным от крепостной зависимости художником. Князь Голицын, попечитель Московского учебного округа написан на фоне грозового пейзажа, его ордена выдвинуты на первый план.

И в "Портрете Н.И.Уткина", и в "Портрете С.М.Голицына" Тропинин раскрывается как мастер парадного портрета.

В ином - камерном ключе решен "Портрет Л.К.Маковской" (Любови Корниловны Маковской) 1830 года, матери известных живописцев второй половины XIX века - Владимира и Константина Маковских. Она изображена очень обыденно, в простом домашнем платье. Внимательный взгляд немного печальных ласковых глаз, приветливая улыбка раскрывают ее душевную мягкость и доброжелательность к людям. Художник создал живой и привлекательный образ еще молодой и миловидной интеллигентной женщины и одновременно подчеркнул свое уважение к повседневности, поэтичность обыденного человеческого существования.

Элементы жанрово-бытовой трактовки, получившие свое развитие в тропининских белошвейках, кружевницах и других персонажах из народа, заметны также в его "Автопортрете с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль" 1846 года, одном из авторских повторений.

На этом "Автопортрете" Тропинин представляет себя зрителю как художника (палитра и кисти в руке) и как москвича (вид Кремля на заднем плане картины). Произведение демонстрирует уровень мастерства художника - лицо темнее фона, что требует огромного художественного мастерства. Эта картина - безусловное творческое кредо Тропинина. Он заявляет о себе как о русском художнике: ведь Кремль - русская историческая святыня.

Портретное наследие Тропинина огромно. Среди его портретов интимные и репрезентативные, однофигурные и групповые, дворянские, крестьянские и мещанские. Портреты из коллекции Радищевского музея занимают в них достойное место.

30 марта 2005 года исполняется 229 лет со дня рождения этого портретиста, всегда с любовью относящегося к своим моделям и до глубокой старости сохранившего светлый и доброжелательный взгляд на человеческую натуру.

Надежда Гришина

www.museum.ru/N21603
Ваше мнение »»

»»Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Адрес:Саратовская область, г. Саратов, ул. Радищева, 39, ул. Первомайская, 75
Проезд:Городским транспортом до ост. "ул. А.Н. Радищева"
Телефоны:(8452) 26-16-06, 26-12-09
сайт:radmuseumart.ru
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: мемориальные, даты основания

важные события  x    ?  

новости от 29.05.2023  x    ?  


Янтарная комната. Люди эпохи возрождения

«Сиреневый променад» в Павловском парке

Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина исполняется 111 лет

Боевые наголовья Востока и Запада XVI–XVIII веков из коллекции Эрмитажа на выставке в Царском селе

"Салоны" Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века

Выставка "Петербург в цветной линогравюре" в Российской национальной библиотеке

Роберт Уолпол. Портрет собирателя на фоне коллекции

Выставка «Лето Господне. Праздники. Троица» в музее-заповеднике «Коломенское»

Ежегодный цикл "Лето в Мастерской Эдуарда Штейнберга" в Тарусе

Арон Зинштейн. Петербург и его обитатели

У нас в гостях Юрий Рост. Презентация книги «Групповой портрет на фоне жизни»

Анна Цветкова. Город N

Выставка «Выбор Добычиной» в Музее русского импрессионизма

Анце Грицмане «Сакральная абстракция»

Выставка акварели «Город на воде»

Самиздат. Музыка времен запрета

Anton Angel. ReEvolution

История одной книги. Александр Блок. Ямбы

Выставка «Утраченное детство» в Музее Победы

Юрий Купер. Сфумато

Выставка "Жизнь как кино" в Галерее Люмьер

Парк Малевича при поддержке Третьяковской галереи открывает вторую часть экспозиции под открытым небом

В преддверии Дня защиты детей в Музеях Московского Кремля пройдет акварельный пленэр

Литературный музей «ХХ век» открыл «Портал в Арктику» в центре Петербурга

Музей истории российской литературы имени В.И. Даля на VIII Книжном фестивале «Красная площадь»

По ступеням мастерства. Русский академический рисунок XVIII – начала XX века

Музеи Московского Кремля примут участие в книжном фестивале «Красная площадь»


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2023 Museum.ru