Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Государственный музейно-выставочный центр "РОСИЗО" и Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина представляют Первую московскую биеннале современного искусства - Билл Виола Видеоинсталляция "Приветствие" ("The Greetings") с 1 по 27 февраля.
Билл Виола - один из самых значительных современных художников. Его называют Рембрандтом видеоэпохи, который с помощью движущихся образов создает эмоциональные живописные произведения, и, экспериментируя с освещением, добивается эффекта загадочных "ночных" видео.
Виола принадлежит к первому поколению видеохудожников. Начиная с 1972 года, он создает видеоинсталляции, погружая зрителей в постоянно меняющуюся среду, сотканную из образов и звуков. Видеоискусство позволяет ему воплотить мечту художников - оживить картину. По словам Виолы, когда изображение освобождается от зафиксированной позиции, зритель телесно вовлекается в процесс восприятия, к тому же, отношение к образу становится более личным. Тема произведений Виолы - рождение и смерть, сознание и память, особенности человеческого восприятия и переживание особого мистического опыта. В словаре его образов наиболее часто встречаются такие символы, как вода и огонь. Он верит в силу искусства, позволяющего пережить трансцендентный опыт или осознать крах нашего представления о времени. Одна из особенностей его творчества - использование замедленного движения, создающего эффект "подвешенного" времени.
Так, в видеоинсталляции "Приветствие", созданной Виолой в 1995 году, замедленное движение, превращающее сцену встречи в странное сновидческое действие - основной художественный прием. "Приветствие" создано Виолой по мотивам картины Якопо Понтормо "Встреча Марии и Елизаветы" (1528-29). Вдохновленный этим произведением, воплощающим классический христианский сюжет, Виола сосредотачивается не на религиозной тематике, а на социальном аспекте встречи. По словам художника, он начал размышлять о различных встречах, которые он видел, об этом чуде, происходящем ежеминутно в каждом аэропорту, о пронзительности приветствий и прощаний, все время случающихся где-то рядом с нами.
В 1995 году "Приветствие" было показано на 45-й Венецианской биеннале, а в 2003 году - в Эрмитаже. И хотя эта работа не получила официальной награды, она была признана художественным сообществом одним из самых выдающихся произведений современного искусства. "Приветствие", как и творчество Виолы в целом, основано на взаимной заинтересованности людей друг в друге, на том, что он называет прекрасной бесконечной встречей с человечностью. Для художника свойственен одновременно отстраненный и крайне внимательный взгляд: именно это дает нам возможность, не догадываясь, почему один человек плачет, а другой злится, не зная причины и мотивации других людей, пережить их эмоции.