2 февраля 2005 года в Презентационно-выставочном центре музея-заповедника "Кижи" открывается новая выставка "Народное декоративно-прикладное искусство" (Вышивка и ткачество Заонежья и Пудожья).
Музей-заповедник "Кижи" владеет богатейшими фондами, насчитывающими более 40 тысяч единиц хранения. Фонды по декоративно-прикладному искусству начали комплектоваться в 1961 году, тогда они насчитывали всего 14 единиц хранения. Сегодня коллекция насчитывает 700 единиц. В коллекции представлена культура всех народов, населяющих территорию Карелии в конце 19-начале 20 веков: русских, вепсов, карел. Особый интерес представляет собрание ткачества и вышивки русских районов Карелии - Пудожья и Заонежья.
На выставке представлено более 50 самых выразительных экспонатов из фондовой коллекции ткачества и вышивки. Это полотенца, подзоры, станушки, скатерти конца 19-начала 20 веков. Авторы выставки ставили перед собой задачу как можно шире показать все разнообразие приемов русских мастериц Заонежья и Пудожья. Кроме того, выставка призвана познакомить всех, кто интересуется народным декоративно-прикладным искусством Карелии, именно с культурой русского народа, населяющего эти два района.
Заонежская вышивка. В конце XIX- начале XX веков более трети мужского взрослого населения Заонежья уходило на заработки в города. Тесные контакты с Санкт-Петербургом способствовали формированию специфической крестьянской культуры, отмеченной сильным влиянием большого города. Не случайно, в начале XX века такой вид ремесла как вышивка приобрел в Заонежье промысловое значение.
Технические приемы исполнения вышивки были весьма разнообразны. Самый древний вид шва - двусторонний - назывался в Заонежье "русским" или "досюльным". Более поздний шов - тамбурный - получивший широкое распространение со второй половины XIX века. Эта техника - нечто среднее между шитьем и вязанием. Очень красивая вышивка "тамбур по филе", модная в Заонежье. В начале ХХ века в Заонежье , тесно связанном через отходничество с Санкт-Петербургом, получают распространение альбомы с городскими вышивками крестом.
Преобладающий орнамент вышивки в Заонежье - растительный. Один из самых распространенных мотивов - древо жизни. Оно в разных вариантах встречается на полотенцах и подолах женских рубах. Другой популярный растительный мотив - фантастический цветок. К древним мотивам заонежской вышивки относится и изображение геральдического двуглавого орла.
Пудожская вышивка. В отличие от заонежской, вышика этого района совсем иная. Для нее в силу географической отдаленности края от столичных центров характерно бытование древних счетных видов швов (набор) и архаичных типов орнамента. В Пудожье встречается полихромная вышивка и украшение полотенец и подолов женских рубах кумачовыми прошивками.
Кижская коллекция наглядно демонстрирует разнообразие видов орнамента пудожской вышивки. Часто встречается древний мотив, изображающий птицу-паву в самых различных вариантах. Встречается в пудожской коллекции изображение геральдического льва, пришедшее на Русь в средние века из Византии и Италии. Кроме того, вышивали пудожанки и геральдических двуглавых орлов. Со временем древние мотивы орнамента видоизменялись, появлялись их новые формы, объяснить которые сегодня почти невозможно. Сложные архаичные орнаменты Пудожья иногда напоминают элементы абстрактного искусства.
В целом, несмотря на отличия , заонежская и пудожская вышивки тесно связаны между с севернорусской, особенно архангелогородской традицией.
Выставка работает со 2 февраля до 27 марта.