НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Азбука успеха выставки "Цветы и Грезы Ар Нуво"

11 января 2005Москва
Альфонс Муха в парижской мастерской. 1898.
А. Муха. Декоративное панно из серии ''Цветы''. Лилия. 1898.
А. Муха. Декоративное панно из серии ''Времена года''. Зима. 1896.
А. Муха. Афиша постановки драмы ''Гамлет, принц Датский'' в театре Сары Бернар. 1899
Беседа с Ириной Никофоровой, куратором выставки. Успех выставки графики Альфонса Мухи "Цветы и Грезы Ар Нуво" не стал сюрпризом для организаторов, сюрпризом стал грандиозный успех. Есть некая негласная иерархия, в которой живописи достается чуть больше внимания, чем графике. Живописным выставкам предоставляются лучше залы основного здания Музея изобразительных искусств, они более привлекательны для зрителя в силу своей красочности. То, что на данной выставке, была представлена графика, а не живопись ни сколько не уменьшило внимание публики. Выставка проходила в зимний период, достаточно холодный. На вход в музей стояла очередь, но ни один человек не передумал. Порою люди приходили на выставку несколько раз, что является редкостью для других проектов. Имя художника не было выделено в названии, но определение "Цветы и грезы Ар нуво" настолько красноречиво, что фамилия мастера не сала загадкой. Понятие Ар нуво прочно связано с именем Мухи. Стиль и художник невероятно близки, они становятся практически синонимами, имя мастера опущено, чтобы не было повторения.

Каковы причины такого успеха? Перед организацией выставки сложно предположить со всей определенностью, какой резонанс она вызовет. Музей изобразительных искусств проводит много выставок, почти все они становятся "хитами" по востребованности посетителями. Но бывает, что интересная тема, редкие работы, новаторский ракурс, а мнение зрителей отрицательное. Самый положительный первоначальный прогноз специалистов может не оправдаться после открытия. В случае с выставкой графики Мухи все прошло наилучшим образом, своеобразный беспроигрышный вариант - козырный туз в коллекции музея. Сотрудники знакомятся с отзывами о выставках, о Мухе нет ни одного отрицательного отзыва, а с другими выставками случается и такое.

Одно из объяснений такого положительного восприятия - большое количество литературы о художнике, которая издавалась, издается и бесконечно переиздается снова и снова. Это не только искусствоведческая, но и популярная литература, а так же глянцевые журналы. Порою зритель, попадая на выставку, впервые знакомится с работами того или иного художника. В случае с Мухой посетители совершенно точно знали, что он увидят, они были знакомы с его произведениями по книжным иллюстрациям. Плакатная графика мастера широко популяризирована. Это сыграло свою роль, посетители пришли на выставку к "знакомому" художнику, хотя никогда раньше в России не были представлены его работы. Одно время красота произведений Ар нуво считалась избыточной, искусство этого стиля как бы не стоило отдельного внимания.

Успех выставке обеспечило и качество представленного материала. Все произведения роскошны по изобразительным критериям. Основу выставки составили работы из коллекции Музея изобразительных искусств, где содержатся все самые знаменитые плакаты. Они выставлялись впервые. То, что плакаты долгое время были скрыты от публики, сыграло свою положительную роль - у них уникальная сохранность цвета. Многие известные, растиражированные работы показывают уже поблекшие, выцветшие краски. Насыщенность цвета плакатов из собрания Музея изобразительных искусств удивила даже наследника художника Джона Муху. В дополнение к ним были выставлены гравюры-таблицы из пособия Мухи по стилю Модерн. По ним можно увидеть элементы, из которых складывался собственный стиль художника. Более 60 декоративных таблиц - детали орнаментов, примеры ювелирных украшений, образцы вышивок, росписи, костюмов. Этот альбом, можно сказать Азбука стиля Мухи, необыкновенно интересен. Его попросили у внука художника Джона Мухи. Он был предоставлен бесплатно из Персонального музея Мухи в Праге.

Организация выставки принесла достижения и в научную сферу - был атрибутирован один из плакатов Мухи, ранее не известный. Даже наследник художника не знал о его существовании. Этого плаката нет в сборниках произведений мастера, в его каталогах. Он никогда ранее не публиковался - это афиша "Выставки русских и французских художников".

К сожалению, сейчас любители Ар нуво больше не могут наслаждаться работами Мухи, в основной экспозиции музея они не представлены. Удел графики - фонды, это правило свято соблюдают музейные сотрудники. Бесконечно грустно, что в музее нет живописи Мухи.

Музей планирует в дальнейшем знакомить публику с плакатами других стран и стилей, где много не менее интересных произведений. Осуществление планов затягивают сложности с выставочными помещениями. В ближайшее время будет открыт новый корпус для Музея личных коллекций, а для отдела графики освободится, таким образом, целое здание. Ждем новых успешных проектов (Надежда Трегуб).

www.museum.ru/N20528
Ваше мнение »»

»»Отдел личных коллекций
Адрес:город Москва, ул. Волхонка, 10
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", "Боровицкая", "Библиотека им. Ленина"
Телефоны:(495) 697-16-10
сайт:pushkinmuseum.art/
EMail:;


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, другие

важные события  x    ?  

новости от 01.05.2025  x    ?  


Без права на забвение. К 80-летию Великой Победы

Открытие обновленной экспозиции «Псковский край в годы Великой Отечественной войны»

Иван Павлович Похитонов. К 175-летию со дня рождения

Борис Кустодиев. Живопись. Графика. Театр

„…Блеск кристалла и тонкость граней…“. Русское стекло XVIII – начала ХХ века с резьбой и гравировкой

Выставочный проект «Грани Победы»

Бессмертный полк музея-заповедника «Царское Село»: выставка на Камероновой галерее

Евгений Злобин «Поэтика города. Ленинград 1950 – 1960-х»

Выставка "Был месяц май…" в Музейном центре "Гамаюн"

Исторический театр вещей. Натюрморты Николая Смирнова

Выставка «Время собирать» во Всероссийском музее декоративного искусства

Новый туристический сезон в крепости Орешек. Программа мероприятий к 80-летию Победы

Выставка Бахрушинского музея "Фронтовые дороги театров России" в Бердянске

«Божественный Микеланьоло» и его современники. К 550-летию рождения мастера

Выставка "Валентин Серов" в Музее Сурикова

Волшебство времён. Из коллекции фабрики "Елецкие кружева"

Выставочный проект «Вера – Подвиг – Победа» Российской академии художеств

Путь к Победе. Ленинград

Выставка "Ближе передовой" в Крепости Орешек

«Упакованные грёзы». Мода ар-деко из собрания Эрмитажа и коллекции Назима Мустафаева

Художники-фронтовики о Родине

Выставка «Святой Победоносец» в Музее имени Андрея Рублева

Литературно-этнографический праздник «Конь казаку всего дороже. Вёшенские шермиции»


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru