Опыт интернет-PR провинциального музея (из практики Музея истории и культуры города Воткинска)
Интернет давно стал важной частью культурной жизни вообще - и жизни учреждений культуры в частности. Музеи здесь не только не исключение, но и, скорее, правило. Факт бесспорный, но, увы, часто не вполне осознаваемый провинциальными российскими музейщиками.
Каждый крупный музей в мире и в России стремится обзавестись собственным сайтом, что, несомненно, способствует увеличению притока в него реальных посетителей. Мы полагаем, что и для таких знаковых музеев, как Эрмитаж или Третьяковская галерея, и, в особенности, для небольшого провинциального российского музея - освоение виртуального пространства - дело совершенно необходимое. Поскольку в фондах небольших провинциальных музеев порой встречаются уникальные экспонаты (а иногда - и целые коллекции таких экспонатов), которые извлекаются для обозрения лишь по особым случаям - и видят их немногие. А если маленький музей, к тому же, находится в стороне от магистральных дорог и туристических маршрутов - шансов показать хранящиеся там ценные предметы, а также рассказать о значимых порой не только в масштабах данного населённого пункта музейных событиях (выставках изобразительного искусства, музыкальных, литературных, театральных вечерах и т. д.) широкому кругу посетителей - у него, разумеется, очень мало. Интернет же такие возможности даёт с лихвой. Любой пользователь Всемирной Паутины в любой точке планеты может стать потенциальным посетителем вашего сайта, а если сайт сделан "грамотно" и "грамотно" "раскручен" - то и потенциальным посетителем самого музея. А возможности привлечения иногородних, иностранных партнёров, оперативной связи с ними посредством Интернета - порою просто неоценимы…
Учитывая вышеизложенное, Музей истории и культуры города Воткинска одним из важных направлений своей работы считает представление собственной деятельности в Интернете. Начав в 2001 году с единичных сообщений на сайте "Музеи России", сейчас мы стараемся освещать каждое значимое наше мероприятие, как то: открытие меняющихся выставок изобразительного искусства, временных исторических выставок к определенным праздникам (Рождество, 8 Марта, 1 Мая, 9 Мая, День города и т. д.), литературные, музыкальные вечера в музее - на различных Интернет-сайтах. Приоритетным здесь является сотрудничество с нашим давним партнером, ставшим теперь Интернет-порталом - "Музеями России" (http://www.museum.ru). Практически еженедельно наша информация, как правило, проиллюстрированная несколькими изображениями, появляется в новостном разделе "Музеев России" (http://www.museum.ru/news) - и обычно включается в рассылку еженедельного журнала музейщика МР-Проф ("Музеи России - профессионалам") (http://www.museum.ru/prof/), выходящего тиражом более 7 тысяч экземпляров. В мае 2004 года наш музей даже установил здесь своеобразный рекорд - в МР-Проф N331 http://www.museum.ru/news/archive/mrProf033120040513.htm были опубликованы сразу пять наших новостей. Периодически обновляется и страничка нашего музея на "Музеях России" - http://www.museum.ru/m1323.
Активное сотрудничество нашего музея с программой "Культурная столица Поволжья" в 2004 году позволило размещать в течение года информацию о совместных мероприятиях, проведённых в музее, на официальных сайтах программ "Культурная столица Поволжья" - www.culturecapital.ru и "Ижевск - культурная столица Поволжья-2004" - http://www.izhcult.ru.
Автор доклада также использует для PR нашего музея и возможности иных сфер интересов в Сети - в частности, публикации на своей странице, расположенной на одном из крупнейших и самых авторитетных литературных сайтов "Сетевая словесность" - http://www.litera.ru/slova/koramyslov.
Ярчайшим примером международных Интернет-коммуникаций в последние годы служит "Живой Журнал"* (http://www.livejournal.com), созданный в 1999 году в США на английском языке. В Живом Журнале существуют сотни различных сообществ по интересам. В таких тематических сообществах, как англоязычные "Museum People" (http://www.livejournal.com/community/museumpeople), "History" http://www.livejournal.com/community/history), "We Love History" (http://www.livejournal.com/community/historygeeks), "European History & Culture" (http://www.livejournal.com/community/our_europe), "Real History" (http://www.livejournal.com/community/real_history), русскоязычные "Historia Magistra Vitae" (http://www.livejournal.com/community/ru_history), "Клуб интеллигентов" (http://www.livejournal.com/community/ru_intelligent), двуязычное "Fans of Russia" (http://www.livejournal.com/community/russia_love) - наш музей принимает самое активное участие с января 2004 г.
Замечательным событием в музейной жизни нашей республики стало открытие в прошлом, 2003-м, году сайта "Музеи Удмуртии" (http://museums.18region.ru), где представлены практически все музеи УР, в том числе, и Музей истории и культуры города Воткинска - http://museums.18region.ru/index.php?template=museums&page=1&lid=100. К сожалению, этот потенциально весьма перспективный ресурс пока развивается слабо. Главная причина этого, насколько я знаю, - плохое финансирование. Однако, полагаю, здесь немалую роль играют личные творческие инициативы. Поэтому на данных мне правах администратора сайта - регулярно обновляю его разделы "Афиша" и "Новости" - в основном, информацией нашего музея. Постепенно к процессу подключаются коллеги из Ижевска, а также из Музея истории и культуры Среднего Прикамья (г. Сарапул) (http://www.museum.ru/M1330) - что не может не радовать. Но сложности остаются. Один из ведущих музейщиков России, доктор искусствоведения, главный научный сотрудник Лаборатории музейного проектирования НИИ культурологи МК РФ и РАН Алексей Валентинович Лебедев, сам имеющий немалый опыт работы в Интернете (будучи руководителем проекта "Виртуальный музей русского примитива" (http://www.museum.ru/museum/primitiv)), по достоинству оценивая возможности сайта "Музеи Удмуртии", отмечает: "Мне кажется, что с "Музеями Удмуртии" есть три проблемы:
1. У сайта должно быть красивое доменное имя второго уровня, например: http://udmmuseum.ru/.
2. Сайт должен активно модерироваться.
3. Сайт должен иметь систему перекрестных ссылок и обменных баннеров с сайтами аналогичного профиля.
Ни одну из этих трех проблем перемещение сайта "Музеи Удмуртии" на сервер "Музеи России" не решит. Ключик к решению этих проблем в Удмуртии, а не в Москве. Единственное, чем могли бы быть лучше "Музеи России" - это качеством канала. Но в вашем случае этой проблемы нет, "Музеи Удмуртии" грузятся с хорошей скоростью (от меня даже побыстрее, чем МР). Так что, перефразируя профессора Преображенского - разруха не в сервере, а где-то в другом месте.
Это совсем не технический вопрос, это вопрос системы вашего партнерского взаимодействия. Ее надо простраивать. И этот вопрос - увы! - не решишь в режиме советов и консультаций".
В целом соглашаясь с А. В. Лебедевым, полагаю всё-таки, что размещение сайта "Музеи Удмуртии" на портале "Музеи России" под именем http://www.udmurtia.museum.ru (возможны варианты) - задача в перспективе немаловажная. Но самое главное - и здесь я с А. В. Лебедевым согласен полностью - выстроить систему партнёрского взаимодействия. Поэтому - предлагаю всем коллегам из Удмуртии присылать новости и афиши своих музеев, желательно - с изображениями (каждое - не более 100 кб) - на наш электронный адрес: . Они обязательно будут размещены на сайте "Музеи Удмуртии" - и, по возможности, переданы на сайт "Музеи России". Надеемся, что совместными усилиями мы сможем достойно представить собранные и сохраненные нами культурные ценности российскому и мировому сообществу. Ждём ваших писем, коллеги!
В заключение позволю себе выразить надежду на то, что в обозримом будущем работа государственных музеев в нашей стране (и, в частности, в нашей республике) - будет оцениваться вышестоящими инстанциями не только по количеству "живых" посетителей и т. д., но и по вполне конкретным результатам не менее живой деятельности в виртуальном пространстве…
Александр Корамыслов, научный сотрудник Музея истории и культуры г. Воткинска (http://www.livejournal.com/users/koramyslov )
* - "Живой Журнал" - это простая в обращении (но очень мощная и легко адаптируемая к потребностям пользователей) программа для публикации любых текстов в интернете (блогинга), основанная на открытом исходном коде. Это, в основном, бесплатный сайт, имеющий уже более пяти миллионов пользователей по всему миру. Россия здесь занимает четвёртое место - после США, Канады и Великобритании. Для удобства около 100 тысяч российских пользователей "ЖЖ" - он русифицирован.