НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Живопись Татьяны Мавриной

c 29 декабря 2004 по 28 февраля 2005Санкт-Петербург
Кот-котофей Иванович. Иллюстрация к книге ''Сказочная азбука''
29 декабря в корпусе Бенуа Государственного Русского музея открывается выставка произведений известной русской художницы, мастера станковой и книжной графики, исследователя и знатока русского народного искусства Татьяны Мавриной (1902-1996). Экспозиция включает 55 акварелей, 2 живописных полотна и 2 иконы из коллекции автора.

Татьяна Алексеевна Маврина-Лебедева - заслуженный художник РСФСР, лауреат Государственной премии СССР родилась в 1902 г в Нижнем Новгороде, считавшемся тогда одним из центров кустарной промышленности России. Прялки, сундуки, поставцы, расписанные знаменитыми мастерами из Городца, игрушки и пряники, кружева и набивные ситцы были знакомы маленькой Тане с ранних лет. А многочисленные церкви, украшенные каменным узорочьем, изразцами, резными иконостасами с древними иконами, являлись для нее не памятниками древнерусской архитектуры, а частью жизни. Детские впечатления ожили через много лет, и, подкрепленные деятельным собирательством произведений народного творчества, помогли Мавриной выработать в своем творчестве самобытность и оригинальность.

Свою творческую карьеру Маврина начала со станковой живописи. Учеба в Москве в Высших художественно-технических мастерских (1921-1928) позволила ей не только получить качественную профессиональную подготовку (Маврина училась у Р.Р.Фалька), но познакомиться с новейшими художественными течениями, с достижениями современной живописной культуры, полюбить французскую школу живописи, в особенности Ван Гога. Кроме масляной живописи она обращалась к акварели, гуаши и темпере, с которыми было не принято работать во ВХУТЕМАСе.

Признание пришло к художнице после участия в выставках групп РОСТ (1928) и "Тринадцать" (1929). Встреча с идеологами и организаторами "Тринадцати" Н.Кузьминым, В.Милашевским, Д.Дараном, сыграла большую роль в жизни и творчестве Мавриной. Принципиальным отличием группы было подчеркнутое внимание к живому рисунку "a la prima", выполненному непосредственно с натуры с сохранением быстрого темпа, свойственного документальному наброску. Современность, репортажность, ритм - эти качества особенно ценились в кругу "Тринадцати". Маврину заинтересовала возможность передачи "ощущения движения жизни", она быстро освоила ярко-эмоциональный изобразительный язык, которым отличались работы ее товарищей.

В конце двадцатых и в тридцатые годы писатели и художники, не отражающие коммунистические идеалы, были вытеснены из издательств и выставочных залов. Зато детская литература почти не подвергалась цензуре и, благодаря этому, получила Хармса и Маршака, Билибина и Чарушина. Татьяна Маврина стала известна по иллюстрациям к произведениям классической литературы и детским книгам. Маврина зачастую оформляла издание целиком - от обложки до каждой буквицы в тексте, а потому даже растиражированные, эти издания выглядят рукодельными. Особое место в ее творчестве занимали сказки Пушкина. Она создала в своих произведениях самобытные образы знаменитых "ученых" котов, сказочных девушек-лебедей, которые живут в особом праздничном мире выдуманной реальности, мире детства, но при этом с нашим миром напрямую связаны.

В начале 1940-х годов Маврина обратилась к новому мотиву - сложному архитектурному пейзажу, за которым последовало изменение метода работы - не с натуры, а по памяти. Первыми стали изображения древних памятников Загорска (Сергиева Посада) и Москвы. В годы войны рисовать на улицах городов было невозможно, и Маврина старалась запомнить обобщенный образ и основные конструктивные элементы, характеризующие тот или иной архитектурный комплекс. Композиция, выполненная по памяти, приобретала и большую цельность, и большую цветовую выразительность. Так были созданы известные акварели, посвященные военной Москве. В послевоенные десятилетия появились серии рисунков, акварелей и гуашей, посвященные Суздалю и Звенигороду, Ростову Великому и Вологде, Дмитрову и Касимову, Угличу и Борисоглебску.

В произведениях 1950 - 1960-х годов с безукоризненным мастерством соединились давние навыки фиксации случайного впечатления и опыт работы по памяти. Созданные художником десятки листов стали частью изобразительного фольклора, органично впитавшего наряду с повседневным бытовым жанром мотивы росписей прялок, лубков, изразцов.

Маврина рано почувствовала потребность в глубоком изучении русского народного искусства. Вместе с мужем , художником Н.В.Кузьминым, она собрала уникальную художественную коллекцию. В ее собрании находились иконы из знаменитых московских коллекций В.М.Васнецова, В.В.Величко, а также полученные и купленные у сибирских старообрядцев. Наиболее значительной частью коллекции являются иконы XVI-XIX вв., представляющие разные художественные центры Древней Руси. Особенно интересна праздничная икона "Преображение" первой половины XVI в., входившая в состав иконостаса неизвестной церкви. Две иконы XVI и XVII веков посвящены самому почитаемому на Руси святому Николаю Чудотворцу, архиепископу Мирликийскому. Икону "Николая с житием, в 10 клеймах" известный исследователь Н.Н.Померанцев считал "одной из интересных среди житийных икон такого сюжета". Ценным экспонатом является характерный для живописи первой половины XVII века "Трехстворчатый складень с вкладной иконой Николы и 28 клеймами", подробно иллюстрирующий события жизни и многочисленные чудеса святого. Пристального внимания и обстоятельного исследования заслуживает также подписная северная дверь иконостаса церкви Кирилла и Афанасия (место нахождения церкви неизвестно), исполненная в 1699 году изографом Иоанном Тимофеевым. В надписи, сделанной иконописцем, названы также священник и прихожане церкви.

Русскому музею принадлежит большая коллекция живописных и графических произведений Мавриной. Особенное значение имеет щедрый дар, сделанный художником незадолго до кончины в 1996 году. Маврина передала в музей не только собственные работы, прежде всего сброшюрованные ею альбомы с рисунками, но и замечательные произведения древнерусского и народного искусства из своего собрания - иконы ХVI - ХIХ веков, мелкую пластику, расписные прялки ХIХ века.

Татьяна Алексеевна Маврина прожила долгую жизнь, и более семи десятилетий не прекращала работать. Современники вспоминали веселый нрав и улыбку, с которой она начинала любое дело. Ее трудолюбие восхищало окружающих, но сама Маврина никогда не понимала этого восхищения: рисовать, заниматься живописью для нее было так же естественно и необходимо, как дышать.

Настоящая выставка представляет лишь часть музейной коллекции, но эти произведения позволяют представить творчество Татьяны Алексеевны Мавриной во всем его своеобразии.

www.museum.ru/N20470
Ваше мнение »»



Смотрите также:
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 29.03.2024  x    ?  


Шедевры Русского музея на первой мобильной планшетной выставке в Республике Беларусь

Выставка к 215-летию со дня рождения Н.В. Гоголя в Российской национальной библиотеке

Браво, Боголюбов! К 200-летию со дня рождения художника

Выставка «Праздник Благовещения» в Музее имени Андрея Рублева

Айны. Следы цивилизации. Бёзан Хирасава и Дамир Муратов

Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова

Выставка "Дикое поле. В вечном движении" в Государственном историческом музее

Образ художника и слово писателя. Иллюстрации Б. Непомнящего к произведениям Ф.М. Достоевского

Выставка "Время жить и помнить" в Музее политической истории России

Сергей Иванович Мосин – легенда оружейной Тулы. К 175-летию выдающегося конструктора

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Марина Аргунова «Мальчишки и девчонки». Фотография

Конкурс «Наш Шолохов»

Персональная выставка Андрея Блиока в Музее современного искусства АРТМУЗА

Наследники Данилы-Мастера

Выставка «Крым – 80-летие подвига» в Музее Победы

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Выставка "Весна-2024" в Большом зале Санкт-Петербургского союза художников

Художественная резиденция в Мастерской Эдуарда Штейнберга в Тарусе

«Солдаты милосердия». Выставка музея-заповедника «Сталинградская битва» в Туле

Маршруты особой важности. К 85-летию спецсвязи

Выставка "По обе стороны рампы" в Иркутском музее декабристов

Живое и Мертвое. Экологическая фантазия

Коллаж как продолжение театра

Выставка «Преемственность поколений» в Ростовском областном музее изобразительных искусств

Экзотические птицы. Пернатые обитатели зоопарков мира в кадрах фотографа Александра Авалова

Звери и птицы Ирины Маковеевой

Выставка "Однажды бабочке приснилось..." в Дарвиновском музее

Искусство и декорация как повседневность античности


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru