Радищевскому музею принадлежит одна-единственная живописная работа художника Андрея Осиповича Никулина - "певца алтайских буреломов", по определению одного из современников. Приобретенная в 1959 году, она бытует с незатейливым названием "пейзаж".
Название же других работ Никулина, которые по преимуществу хранятся в Алтайском музее изобразительного искусства, - "Немал", "Бичей", "Чарыш", "Катунь" - для уха волжанина звучат примерно так, как для жителя Алтая - "Затон", "Увек", "Курдюм", "Чардым".
Никулину суждено было запечатлеть в своих картинах и то, и другое: природу Сибири, которая "не любит голубых далей, романтических дымок, никаких туманов и неясностей", и природу Саратовского края, славную именно ими, природу с другим пространством, иной пластикой ландшафта.
"Пейзаж" Радищевского музея принадлежит к циклу пейзажей Никулина с изображением горных рек, речушек и водопадов Алтая. Немного ясного светло-голубого неба... Бурые склоны гор, поросшие зелеными соснами... Каменные глыбы с поверхностью, сглаженной ветрами и водными потоками... На первом плане кружится вокруг камней, сбиваясь в белую пену, голубовато-зеленая вода. Художник совсем не подчеркивает экзотику выбранного мотива, пишет знакомое, привычное своему глазу, обходясь без патетики и выспренности. Его манера нетороплива и сдержанна, единственный эффект, который позволяет себе живописец, - это разнообразная кладка мазков. Кисть движется то размашисто, широко, то едва касается кончиком холста, оставляя мелкие, дробные мазки. Вертикальный формат холста, низкая точка зрения дают зрителю возможность воспринимать природную стихию как бы изнутри, становясь очарованным свидетелем ее спокойной и величественной жизни.
Мальчик из крестьянской семьи поступил в Барнаульское горное училище только потому, что там преподавали рисование. Его способности заметили, пригласили писать декорации для Народного дома. Чтобы помочь молодому художнику, был устроен благотворительный спектакль. Никулин получил возможность поехать в Петербург и поступить в Центральное училище технического рисования барона Штиглица, избрав специальностью театрально-декорационное искусство.
После окончания училища он получил право на заграничную поездку и три гола провел во Франции и Италии, начал выставляться на петербургских и московских выставках. Однажды пришло приглашение стать преподавателем в Боголюбовском рисовальном училище в Саратове, где после смены директора набирали новых педагогов. Поскольку работы в Барнауле не находилось, Никулин принял предложение и в 1907 году приехал в наш город, чтобы остаться здесь на десятилетие.
В училище этого представительного, внешне напоминающего царя Петра ("длинноволосый богатырь с маленькими усиками" - таким вспомнит его позднее один из учеников), увлеченного искусством преподавателя полюбили, ему удалось отчасти заменить в сердцах боголюбовцев незабвенного В.Коновалова. Никулин подавал прекрасный пример творческой работы. Уезжал на летние каникулы на Алтай, а по возвращении он всех увлекал рассказами и новыми картинами.
Саратовцы неоднократно могли видеть произведения "алтайского" художника, как называли его местные журналисты, на выставках. В Саратове же Никулин пишет Волгу, цветущие сады в окрестностях города, задумывает жанровую композицию "Праздник на Волге", жизнь реки он мог наблюдать ежедневно, так как снимал квартиру у семьи Савиновых, живших в начале Троицкого взвоза.
В Саратове у Андрея Осиповича появились друзья. Он общается с художником Александром Савиновым, частенько навещавшим родительский дом. Увлечение музыкой, а Никулин сам сочинял, играл на скрипке и народных инструментах, сблизило его с И.Липаевым, музыкальным критиком, профессором Саратовской консерватории. Возникли отношения с литературным кружком, сформировавшимся вокруг начинающего писателя Л.Гумилевского. В 1910-е годы этот кружок издавал в Саратове альманах "Многоугольник", в котором Никулин сотрудничал и как художник, оформляя издание, помещая свои графические работы, и как литератор. Для сборника "Воина и жизнь", выпущенного "углами" в 1914 году, он написал статью "Война и пластические искусства", в 1915-м и 1916-м опубликовал на страницах альманаха повесть "Кужего-Таш. Из дорожных впечатлений художника" и отрывки из повести "На новые места".
Саратовская страница в биографии А.Никулина завершилась в год революции. Автор "Пейзажа с горной рекой" уехал в Барнаул, преподавал там, пока следующий поворот судьбы не привел его в Москву на фабрику "Госкино" (позднее "Мосфильм"), где он проработал художником до конца жизни, писал декорации и фоны, участвовал в постановках классических для нашего кинематографа фильмов-сказок "Новый Гулливер", "Руслан и Людмила", "Кощей Бессмертный", получил тридцать патентов за изобретения в технологии кинопроизводства.