Петр Аркадьевич Столыпин (1862-1911) связан с Саратовом не только своей родословной, не только тем, что был саратовским губернатором и известен здесь многими культурными начинаниями, но и тем, что в Саратове активно возрождается память о нем как о человеке и государственном деятеле. Именно в Саратове установлен памятник (скульптор В.М.Клыков) П.А.Столыпину. Стоит напомнить, что сооруженные Столыпину памятники были после 1917 года уничтожены.
Но один памятник Столыпину существовал все это время - прекрасный его портрет, написанный И.Е.Репиным для Саратова в 1910 г. и с тех пор никогда не покидавший города.
2 июля 1909 г. Саратовская городская Дума единогласно постановила в благодарность Столыпину "за его постоянную и неизменную поддержку в вопросе об учреждении университета в Саратове избрать его почетным гражданином г. Саратова и поместить портрет его в зале Городской Думы". Портрет был заказан И.Е.Репину.
17 сентября 1910 г. Столыпин был в Саратове и посетил университет, который находился еще в помещении Фельдшерской школы. Оставив позади свиту, "он прежде всего как-то внедрился в толпу студентов и стал с ними разговаривать", - вспоминает о посещении профессор университета В.Д.Зернов с большим уважением и даже восхищением по отношению к Столыпину. Однако отношение демократической общественности к Столыпину было иным. В письме к своему знакомому Д.И.Яворницкому 24 февраля 1909 г. И.Е.Репин резко отзывается о правительстве и именно в таком контексте упоминает имя Столыпина. Получив предложение написать его портрет, Репин искал предлоги, чтобы отказаться от заказа, но Дума удовлетворяла все его требования, и дальше, видимо, отказываться было неудобно. Репин начал работать.
П.А.Столыпина, находящегося на вершинах власти, Репин пишет не царедворцем в мундире статс-секретаря со всеми регалиями и орденами, а в обычном партикулярном костюме. Сталыпин привычно, свободно и удобно сидит в кресле, это внешняя обыденность говорит о том, что Репина интересует не столько государственная персона, сколько личность. Официальность портрету придают торжественный темно-красный фон и газета в руках Столыпина. Художник так поместил изображенного, что видна его красивая сильная левая рука (правая была почти парализована из-за дуэльной раны), свободно лежащая на подлокотнике кресла и слегка придерживающая газету. Есть фотографии Столыпина, которые отражают уверенную твердость взгляда, и это преобладало в его характере. На портрете же во взгляде - глубокая серьезность и самоуглубленность. Это уже было время после страшного покушения, когда Столыпин жил в постоянной опасности, но спокойно говорил: "Каждое утро, когда я просыпаюсь и творю молитву, я смотрю на предстоящий день, как на последний в жизни, и готовлюсь выполнить свои обязанности, устремляя уже взоры в вечность". Гениальный художник не мог этого не почувствовать и не выразить своей кистью, запечатлев естественное спокойное достоинство крупной личности. Строгость и благородство красок, классическая композиция, свободная живопись ставят портрет П.А.Столыпина в ряд художественных удач И.Е.Репина.
Теперь портрет красивого, сильного, мыслящего, внутренне свободного человека принадлежит истории. Потребность в художественой правде, присущая Репину, победила его предубеждение по отношению к Столыпину. Об этой работе можно сказать словами В.В.Стасова: "Репин… принадлежит к той породе людей и художников, у которых главный герой их рассказов и изображений - правда… так всегда было с настоящими, великими портретистами".
В 1918 г. портрет поступил в Саратовский Радищевский музей и с тех пор постоянно в нем находится.