НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Иконы XV-XIX веков в собрании Радищевского музея

28 ноября 2004Саратовская область
Исторический корпус музея по ул. Радищева, 39
История собрания иконописи Радищевского музея начинается в последние десятилетие XIX века, когда основатель музея - Алексей Петрович Боголюбов принес в дар несколько икон и среди них образы Пресвятой Богородицы с младенцем и святителя Николая. В экспозиции из поступлений этого времени представлены икона "Зосима и Мария Египетская", дар А.П.Боголюбова, и икона "Трехчастная", дар И.А.Новикова, друга А.П.Боголюбова.

Большая часть памятников русского средневековья пришла в Радищевский музей в 1920-1960-е годы. Среди них древнейшая икона музейного собрания "Святитель Никола и избранные святые". Неизвестный мастер XV века, создавший образ святого, своим обращением к светлому внутреннему миру совершенного человека отвечал исканиям эпохи. Ясны и лаконичны композиционный и цветовой ритмы. Фигуры очерчены мягкой гибкой линией, создающей формы, уподобленные абрису одноглавого храма, или колокола, или глиняного сосуда. Светлый фон - обозначение вечности, в которой вне времени и пространства пребывают святые. Главным же средоточением мудроустроенного мира иконы является лик святителя, способного к деятельному добру и находящегося в состоянии самоуглубленного размышления.

Основу экспозиции составляют иконы, датируемые XVI и XVII столетиями. В построении созданных в XVI веке "Царских врат", икон "Пресвятая Богородица Тихвинская" и "Собор архангела Михаила" сохраняется внутренняя одухотворенность, ясность и гармония образов предшествующего столетия.

Иконография "Чуда Георгия о змие" (XVI век) сложилась на основе одного из эпизодов жития великомученика Георгия, который описывается так: "Святой осенил себя крестным знамением и бросился навстречу чудовищу, сказав: "Господь бог мой, погуби ужасного змия, чтобы уверовали эти неверные." Когда он сказал это, с божией помощью и по молитве мученика змий упал к ногам святого Георгия." Алый (пламенный) крест на конце копья - самая высокая точка композиции и смысловая доминанта изображения. Георгий - храбрый воин побеждает змия не физической силой, но словом истины, "мечом духовным". Можно предположить, что иконы "Святитель Никола" и "Чудо Георгия о Змие" происходят из Белозерской земли, а представленный в числе избранных святых Зосима - это основатель монастыря на острове Ворбозомского озера недалеко от Белозерска.

Икона, посвященная пророку Илье, относится к числу любимых в XVI столетии житийных образов. В таких изображениях происходит соединение средневекового представления о вечности и, в последовательности сменяющих друг друга событий, о земном времени. Средник с изображением Ильи Пророка в пустыне обрамлен двенадцатью клеймами жития. В одном из них представлено явление пророку Бога в образе Исуса Христа.

Древнерусская икона - "умозрение в красках" - радостный путь духовного восхождения, поиск истины, гармонии, совершенства. Этот поиск был деятельным, активным. Иконописные образы не оставались неизменными. Появлялись новые композиции. К примеру, изображение "Пресвятая Богородица Неопалимая купина". В основе иконографии лежат ветхозаветные пророчества о Боговоплощении и составленные по ним песнопения. В торжественном иконописном многоголосии звучит единая тема прославления Богородицы, через которую в мир пришел Сын Божий.

Идея единства вселенской церкви и, одновременно, изложение Священной истории от сотворения мира с максимально возможной полнотой и наглядностью выражены в высоком русском иконостасе, сформировавшемся на рубеже XIV -XV столетий. Происходящие из древней муромской земли праотеческо-пророческий и Деисусный чины иконостаса XVII века - центральный образ музейной экспозиции. Здесь в картину мирового бытия включены реальные деятели русской истории XII - XVI веков, причисленные православной церковью к лику святых. Введенные в состав Деисусного чина, они вместе с Пресвятой Богородицей и Иоанном Предтечей, архангелами, другими святыми предстоят Вседержителю, восседающему на Небесном престоле. Среди них Иона - митрополит Московский и Всея Руси, живший в XV веке. Он много сделал для защиты православия и независимости русской церкви.

Большие храмовые иконы "Троица Ветхозаветная", "Иоанн Предтеча - ангел пустыни", "Рождество Христово", "Илья Пророк с житием", "Пресвятая Богородица Толгская" и "Благовещение" происходят из Ярославля. В них прослеживается верность старине - и черты Нового времени. Изображение "Троицы Ветхозаветной" посвящено важнейшим в русском средневековье темам Триединого Бога и предвечного совета о послании Сына на страдания во имя спасения человечества.

Обращаясь к ветхозаветному сюжету "Троицы" или "Гостеприимства Авраама", мастер XVII века проявляет очевидный интерес к повествовательности, конкретности события. В иконе акцентировано жанровое начало, ощущается дыхание мирской жизни, к примеру, в изображении Сарры, выпекающей хлеб.

Иконы "Илья Пророк" и "Благовещение" датируются уже XVIII столетием. В них древняя иконописная традиция сочетается с новыми приемами письма, пейзажными фонами и причудливыми архитектурными нагромождениями. Иконы "Рождество Христово" и "Пресвятая Богородица Толгская" имеют двойную датировку: на созданных соответственно в XVII и XVIII веках образах сохранены записи XVIII и XIX веков.

Иконы послесредневекового периода, составляющие большую часть музейного собрания иконописи, в экспозиции немногочисленны. В некоторых из них отчетлив интерес к старине, в других ощутимо влияние западной традиции. В качестве примера последнего можно назвать иконы "Богоматерь Вспоможение при родах" и "Богоматерь Семистрельная". Обе иконы имеют серебряные оклады, по клеймам которых могут быть датированы 1783 и 1802 годами.

Новое прослеживается и в изображениях русских святых. В памятниках предшествующей поры святые представлены стоящими на поземе - условном изображении земли в иконе, на ровных светлых фонах, пребывающими вне пространства и времени (изображения князя Бориса, Александра Свирского, митрополитов и князей из Деисусного чина иконостаса). Теперь появляются конкретные или фантастические пейзажи и архитектурные сооружения (образы Александра Невского, Иакова Боровицкого, Трифона Печенгского). Отметим, что икона "Святой Блаженный Иаков Боровицкий" заключена в серебряный оклад, выполненный в Саратове в 1871 году. Среди памятников конца XIX века можно выделить сложную по иконографии и символике двухчастную композицию "София Премудрость Божия и Тайная вечеря" и путевой иконостас миниатюрного письма.

www.museum.ru/N20138
Ваше мнение »»

»»Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
Адрес:Саратовская область, г. Саратов, ул. Радищева, 39, ул. Первомайская, 75
Проезд:Городским транспортом до ост. "ул. А.Н. Радищева"
Телефоны:(8452) 26-16-06, 26-12-09
сайт:www.radmuseumart.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, другие

важные события  x    ?  

новости от 16.09.2019  x    ?  


"Без лести предан". К 250-летию со дня рождения графа А.А. Аракчеева

«Он миру чужд был. Все в нем было тайной…». К 205-летию Михаила Юрьевича Лермонтова

Глеб Вяткин 85. Персональная юбилейная выставка в Волгограде

Уставшая пластика. Инсталляция в музее Льва Гумилева

Валерий Вальран. Слушая музыку. Живопись

«Я болею болезнью сердца» (к 80-летию со дня смерти Константина Коровина)

«Переговорные станции» и другие экскурсии по Красноярской биеннале

«Мертвые души» Михаила Булгакова

Презентация книги Ланы Борисовой «Луис Ортега. Портрет Ахматовой» в Доме Гоголя

В Красноярске покажут работы 35 лучших современных фотографов Тайваня

Ностальгия по настоящему. Выставка волгоградских художников Николая и Нины Зотовых

Словарь писателей Михаила Булгакова: Георгий Гайдовский

Зураб Церетели. Магический реализм. Объемная эмаль, графика, скульптура.

Живая линия образа. Выставка петербургского художника Андрея Бодрова в Волгограде

Выставка «Там, там под сению кулис младые дни мои неслись…» в Старой Ладоге

Вячеслав Сухов. Вдохновение

Живопись Виктора Лосева из частной коллекции Г.Н. Фёдорова

Алексей Боровиков. Весна пополам. Керамика

«Театр ничуть не безделица»

Грозный смех" к 100-летию "Окон РОСТА"

«Факультет искусств» в Красноярском художественном музее им. В.И. Сурикова

Михаил Шульпин. Дыхание города

Выставка «Великие Маковские» в Самарском художественном музее

Тина Модотти. Искусство. Любовь. Революция

Выставка «Династия. Мирошкина. Кобытев. Полынская» в Красноярском музее им. В.И. Сурикова

«Берега». Выставка акварелей Анатолия Боймурадова в Старой Ладоге

Варвара Родченко. Мимошедшее время

Осенний праздник фонтанов #Императрица2019

Александра Вертинская. Парадиз


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru