17 ноября 1878 года родился известный российский художник Павел Кузнецов.
Идея создания мемориального музея Павла Варфоломеевича Кузнецова (1878-1968) в его родном саратовском доме возникла вскоре после смерти мастера. И всё же, несмотря на колоссальный дар наследников (в 1972 г. в Радищевский музей было передано 340 произведений П.В.Кузнецова и 110 произведений его жены Е.М.Бебутовой) и готовность родственников передать сам дом государству, официальных решений пришлось ждать 20 лет.
За это время многое переменилось. После многочисленных ходатайств и обращений общественности, хлопот музейных работников, дом, отселённый теперь уже по состоянию аварийности и обречённый на снос, всё же решили передать Радищевскому музею.
История создания мемориального музея началась в 1988 году - решением Министерства культуры РФ о создании филиала Саратовского государственного художественного музея имени А.Н.Радищева.
Несколько лет было потрачено на исследования и проект реставрации, на разборку дома, подведение под сруб нового фундамента - пока из-за отсутствия финансирования в 1996 году работа по восстановлению не пресеклась вовсе - в самый неблагоприятный для памятника момент.
Переломным стал 1998 - год 120-летия со дня рождения П.В.Кузнецова. Тогда - с ранней весны и до поздней осени - была стихийно проведена довольно масштабная акция "Сад Павла Кузнецова".
Началась она закладкой плодового сада возле дома художника и открытием большой живописной выставки в Радищевском музее.
Акция "Сад Павла Кузнецова" - продолжилась серией одноразовых выставок саратовских художников на заборе возле полуразрушенного сруба (с мая по октябрь, по воскресениям), десятками газетных и журнальных публикаций, теле- и радиорепортажей, сюжетов и фильмов.
Закончилась - выездным заседанием правительства Саратовской области в Глебучевом Овраге и началом восстановительных работ - самым лучшим подарком художнику ко дню рождения.
"Музейное новоселье" состоялось в январе 2001 года.
В сегодняшней ситуации (дом + сад) - музей не может позволить себе постоянной экспозиции - необходимо делать выставки, изучать, сопоставлять, жить полноценной художественной жизнью.
Только когда у музея после отселения и реконструкции соседнего двухэтажного кирпичного здания появятся новые экспозиционные площади (дом + сад + картинная галерея), сам деревянный дом сможет стать полностью мемориальным - настоящим музеем.
Это вовсе на означает, что та необыкновенная интересная жизнь сегодняшнего дома пресечётся. Напротив - выступит с новой силой!
Ведь за эти полтора последних десятилетия у молодого музея сложились свои замечательные традиции: устраивать однодневные выставки под открытым небом, собираться в день рождения художника на самую короткую выставку в мире, всем вместе пить чай с яблочным вареньем и поддерживать самые необычные новаторские проекты художников! И - воплощать свои: сотрудники - сами, вместе с художниками, друзьями музея и просто хорошими людьми, которым нравится творческая атмосфера "кузнецовского дома", то восстанавливают из снега "матвеевского мальчика", то ставят юрту и варят варенье, то наполняют дом плюшевыми мишками и играют в старинную почту, то рисуют золой на снегу тени сада. И - отправляют по почте варенье, волшебною силой детского воображения превращают брошенный автомобиль в памятник лошади, а ржавый колесный корабль в разноцветный ковчег, пишут "открытые письма" и скрещивают сад со степью, хотят на Волгу, запускают воздушных змеев и открывают один за другим "старинные сундуки".
Идей у сотрудников как обустроить дом - внутри, снаружи - и пространство за его пределами предостаточно: тут и садово-парковая зона в Глебучевом овраге - с чигирями, фонтанами и кучук-коевскими скульптурами А.Т.Матвеева; и постоянно действующая арт-экспедиция по руслу протекающей мимо реки Тайбалык; и создание туристического маршрута по первоначальной границе города - с участком воссозданной крепостной стены и вала, где будет нести свою "альтернативную службу" студенческий "Стрелецкий гарнизон" (восстанавливать исторические памятники, ухаживать за старыми кладбищами и ходить в дозор в историческом "комуфляже"); и художественная школа для малышей - с символическим названием "Кузнечик".
Но самое на сегодняшний день важное дело - отселение, реконструкция и создание в соседнем доме экспозиции подлинных произведений П.В.Кузнецова. Хочется верить, все эти идеи, как и другие, новые - воплотятся.