Музей Изобразительный Искусств им А. С. Пушкина, Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, совместно с Международным Комитетом Красного Креста и Российским Красным Крестом проводит выставку "Inter Arma Caritas. Милосердие на поле брани". Представлены работы детей изостудии и семейных групп ГМИИ им. А. С. Пушкина под руководством педагогов-художников М. А. Лукьянцевой, Н. Е. Бочарой, Н. Ю. Петровой. Выставка проходила с 5 по 31 октября в залах Музея Личных коллекций.
Выставка детского рисунка в солидном музее событие особое. Это большая честь для детских произведений быть представленными в таких стенах, где выставлялись самые талантливые произведения отечественного и европейского искусства. Детские работы, служащие обыкновенно предметом восхищения мам и пап, выносятся на суд публики. Никто не может предугадать, как зритель воспримет и тематику произведения, и технику начинающего художника. Следует отметить, что дети провели значительную работу изучив взаимовлияние исторических событий и их воплощение в произведениях искусства. Ребята ознакомились с наследием Древнего Египта, Греции, Средневековья и так далее вплоть до современности. Этот огромный объем информации прослеживается в детских работах: "Ассирийская битва" Соня Фролова 8 л, Катя Ордынская 8 л, Марфа Туркова 9 л, "После сражения пожми руку противнику" Арсений Заракуа 7 л, "Женщины молят за Трою" Маруся Дзсора 8 л и многое другое. Необходимо отметить работу Лизы и Ярослава Карманных 6 и 9 л "Семь деяний истинного милосердия" которая иллюстрирует в египетском стиле следующие высказывания: накормить голодного, одеть разутого, напоить жаждущего, дать приют страннику, освободить пленного, вылечить больного, похоронить мертвого.
Особенность работ этой выставки - практически все они представляют собой многофигурные композиции, что редко встречается в детском творчестве. Фигуры египтян, греков, рыцарей, современных солдат изображены в сложных ракурсах и во взаимодействии между собой. Это сложная задача в педагогической работе: сделать так, чтобы ребенок рисовал фигуры без страха, что получится не совсем анатомически достоверно. Разнообразны так же техники исполнения - карандаш, фломастеры, акварель, гуашь и даже масляная живопись. Несмотря на то, что тема выставки достаточно пессимистичная, гамма произведений говорит скорее обратное. Подсознательная тяга к искусству как чему-то прекрасному и возвышенному передает сцены сражения в местах прекрасных как райские кущи, где небо лазурное, а зелень изумрудная. Одежды воинов праздничные, солдат поддерживают прекрасные дамы и младенцы. В основном представлены индивидуальные работы, есть так же одно групповое панно.
Таким образом, с точки изобразительных характеристик выставка удачна и хочется похвалить участников и пожелать творческих успехов. Есть одно но… Вызывает несколько вопросов этическая составляющая выставленных произведений.
Цель занятий изостудии обсудить, а потом изобразить следующие понятия: милосердие, уважение, достоинство, ответственность за совершенные поступки, ценность человеческой жизни. Так же участники проекта обращались к таким темам как мир, конфликт, война, сопереживание, сочувствие, беда. Важность обсуждаемых вопросов не вызывает сомнений. Эти темы являются частью жизни, а, следовательно, их надо поднимать в процессе воспитания. Данные вопросы некоторым образом затрагиваются и в искусстве, но зачастую не прямо, а путем подтекстов, иносказаний, символов, метафор. В данном случае эти темы представлены манифестом, как иллюстрированный учебник этики. Зритель лишь отчасти любуется изобразительными качествами работ, но больше вчитывается в подписи, далее - в пояснения организаторов, задумывается над поставленной задачей - разрешение военного конфликта. Таким образом, выставка попыталась соединить изобразительное искусство и некую необходимость политического воспитания. Эти сферы одно время были достаточно тесно связаны, скажем в советское время.
Лучшая работа выставки "Богиня Афина" Данилы Кузьмина 8 л., где античная богиня похожа на рыжего клоуна в синей юбке, который как в цирке выступает со змеей. Этот дружественный жест распахнутых рук как распростертых объятий приветствует зрителей. И работа заставляет задуматься насколько серьезно дети готовы сопереживать военным событиям, рабству, скорбеть о смерти. Быть может, они только включаются в игру в солдатики. Апофеозом выставки, безусловно, является работа Вали Бухалкиной "Я не хочу рисовать войну".
Изобразительное искусство необходимо для гармоничного развития личности, вопросы этики - главный аспект воспитания, но смешивать их нет нужды.
(Надежда Трегуб)