НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Искусство пастели

c 2 ноября 2004 по 21 марта 2005Москва
Маковский К. Е. Амуры с цветами. 1880-90 гг.
Малютин С. В. Портрет А. М. Васнецова. 1914.
Левитан И. И. Осенний пейзаж с церковью. 1880-90 гг.
С 3 ноября 2004 по 24 апреля 2005 года Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации и Государственная Третьяковская галерея приглашают на выставку "Искусство пастели " (из фондов графики XVIII - начала ХХ века). Пресс-показ состоится 2 ноября 2004 в 12.00.

Пастель - самая хрупкая и пленительная из графических техник. Соединяя возможности живописи и рисунка, она отличается мягкой бархатистой поверхностью, свежестью красок, цветовым богатством. Однако исполненные в этой технике произведения столь нежны и "сыпучи", что не допускают частого и продолжительного экспонирования. Поэтому выставка пастели - всегда большое событие.

В собрании Третьяковской галереи хранится около 800 пастелей, некоторые из которых были приобретены еще П.М.Третьяковым. На выставке представлено около 150 наиболее интересных работ, исполненных в этой технике и отражающих разные жанры, формальные художественные приемы, смены вкусов и направлений.

Любимая художниками разных эпох, пастель получила наибольшее распространение в XVIII столетии. Именно тогда, во второй половине века, эта техника появилась в России. Первыми известными нам пастелистами были иностранные мастера - Г.-Ф.Шмидт, В.Эриксен, И.-Г.Шмидт, И.Барду и их младший современник К.Барду. В созданных ими портретах перед зрителями предстают живые человеческие лица - и знаменитые, и безвестные. Одно из лучших произведений этого раздела - "Портрета неизвестной" С.Яснопольского. Образный строй, серебристо-жемчужная пастельная гамма этой работы перекликаются с произведениями Ф.С.Рокотова.

В эпоху романтизма пастель становится любимой техникой многих мастеров, органично включающих ее в ткань рисунка. Интенсивность цвета пастели придает особое эмоциональное звучание карандашным портретам О.А.Кипренского. Быстрые штрихи итальянского карандаша сочетаются со вспышками цвета сочной пастели в динамичных рисунках А.О.Орловского. Выполненные в технике пастели портреты А.Г.Венецианова построены на мягком перетекании штрихов, тонкой гармонии цветовых отношений. Владение изысканными возможностями пастели позволяет художнику преобразить обыденную натуру в высокую поэзию.

В 50-60-х годах XIX века, по мере того, как русские мастера все глубже погружались в проблемы общественной жизни, а в искусстве главенствующее место завоевывал критический реализм, многоцветная пастель встречалась все реже. Утонченное искусство пастели предшествующих эпох сменил более демократичный монохромный рисунок соусом (портреты И.Н.Крамского).

Второе рождение пастель переживает в конце XIX века. Существенно расширяется тематика исполненных в этой технике работ, отчетливо обнаруживается многообразие индивидуальных манер обращающихся к ней художников.

В традиции салонно-академического искусства исполнены необычайно популярные среди современников работы К.Е.Маковского. В "цветописи" И.И.Левитана объединялись живописные и рисуночные начала этой техники. В.А.Серов относился к пастели, в первую очередь, как к аристократическому инструменту рисования. Поиски нового стиля в рисунке приводят его пастель к "элегантному графизму".

В.Э.Борисов-Мусатов, сочетая пастель с акварелью, гуашью и даже маслом, достигал необычайной изощренности фактуры, создавал эффект подвижной вибрирующей красочной среды. Сама техника пастели получала у художника символическое истолкование, помогая уловить образы давно минувшей эпохи.

Обращение М.А.Врубеля к пастели было кратким - в этой технике исполнены его последние, большей частью незавершенные произведения. Фигуры портретируемых как бы проступают из темного марева фона, изображение складывается из отдельных ярких штрихов и пятен.

Увлечение пастелью в кругу художников "Мира искусства" рассматривалось в русле возрождения забытых техник. Элементы стилизации и даже имитации манеры старых мастеров присущи работам А.Н.Бенуа, К.А.Сомова, З.Е.Серебряковой. У М.В.Добужинского эфемерность, хрупкость техники пастели воплощали поэтическую метафору Петербурга XX века. Использование декоративных возможностей пастели, маэстрия "рисования цветом" - намеренно открытый, откровенный штрих, причудливый узор линий,- отличали работы А.Я.Головина, Н.Н.Сапунова, Н.К.Рериха.

Выставка демонстрирует богатейшие возможности техники пастели и пути ее развития в русском искусстве от момента ее появления в XVIII веке до эпохи расцвета в начале ХХ столетия.

К выставке подготовлена электронная версия каталога, иллюстарции к статье из взяты из него.

www.museum.ru/N19809
Ваше мнение »»



Смотрите также:
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  
новости от 24.03.2019  x    ?  


Пушкинский музей и Эрмитаж анонсировали выставки Щукина и Морозова

Выставка Федора Конюхова в Михайловском (Инженерном) замке

Передвижная выставка «Старейший театр на Кавказе»

Семен Файбисович. Ретроспектива

Выставка «Бумажные деньги России. К 250-летию выпуска первых ассигнаций»

Программа Музея-заповедника «Царицыно» в год 290-летия со дня рождения Екатерины II

Выставка «Забытый город забытой страны» в Азовском музее-заповеднике

Третьяковская галерея / Музыкальные вечера в зале Врубеля

Камерная выставка «Крымские виды в творчестве А.И. Куинджи» в Русском музее

Выставка фотохудожников города Саранска «Фотомания»

Волшебный мир кукол

Оружейные истории: Запад и Восток

Выставка «Создатель легендарной винтовки. К 170-летию со дня рождения С.И. Мосина»

Чёрно-белая симфония. Персональная выставка В.И. Бирлюкова

Серия тематических занятий «Удивительный мир птиц» в Азовском музее

Персональная выставка Александра Шилова в Новосибирском государственном художественном музее

Сибирский динозавр в Музее природы, Новосибирск

Фестиваль #ЛюдиКакЛюди в Дарвиновском музее

«Полотняный фольклор» - выставка рушников и полотенец в галерее «Оренбургский пуховый платок»

Вечерние экскурсии в Государственном историческом музее. Март

Выставка произведений Игоря Александровича Козлова в выставочных залах Российской академии художеств

День Леонида Аронзона. 80-летие поэта. Презентация книг "Графика" и "Письма Риты"

Роберто Матта и четвертое измерение

«Итальянские каникулы» в Новосибирском краеведческом музее

Тропой лотоса

К Году театра - все о драме на выставке в Российской национальной библиотеке

Выставка Виктора Ни в Оренбургском музее изобразительных искусств

Весенние каникулы в Царском Селе

В Новосибирске открылась выставка «Театральная коллекция», посвященная Году театра в России

Программа мероприятий Исторического музея к пятилетию воссоединения Крыма с Россией

Выставочный проект Ярослава Беркута «Рейс туда и обратно»

Головой о стену. Живопись и графика Б.А. Голополосова 1920–1930-х годов


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru