НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

"Большие картины" в Русском музее

c 29 октября 2004 по 25 марта 2005Санкт-Петербург
Бухгольц Г. Портрет Екатерины I. 1760-1780(1). х.м. 243х167
В корпусе Бенуа Государственного Русского музея открыта выставка "Большая картина". Это - около 30 большемерных произведений XVIII- начала XX вв. из собрания Русского музея (размеры некоторых картин превышают 15 кв. метров). Они практически постоянно находились в фондах музея, некоторые впервые включаются в научный оборот, воспроизводятся и станут доступны публике.

На выставке представлены работы русских и иностранных мастеров, среди которых такие известные имена, как И.Бельский, А.Венецианов, В.Шебуев, Д.Доу, Ф.Фонтебассо, К.Флавицкий К.Маковский, В.Верещагин, а также произведения художников, чьи имена практически незнакомы уже современному зрителю.

Жанры произведений, в которых написаны представленные на выставке "Большая картина" произведения, это в основном историческая и религиозная живопись, парадные портреты. Этим и объясняется значительный размер холстов. Многие из работ выставки созданы в годы обучения авторов в Петербургской академии художеств или пенсионерства за границей и имеют ярко выраженный академический характер. При жизни авторы этих работ, как и сами произведения, были хорошо известны, художники получали награды, затем последовало долгое забвение, в прошлом веке картины эти хранились на валу в фондах Русского музея. Ведь экспонирование подобных произведений требует определенного контекста и больших выставочных площадей. Тем интереснее для зрителя будет теперь, спустя многие десятилетия, открытие и неизвестных произведений, и неизвестных имен.

Впервые экспонируется одна из самых ранних (по времени написания) картин выставки "Аллегория истинного и благовременного покаяния" (неизвестный художник первой половины XVIII века). Аллегорические картины, в образной, иносказательной форме раскрывавшие канонические христианские представления об устройстве мира горнего и дольнего, церковных требах и таинствах (так называемые "тезисы"), были широко распространены в первой половине XVIII века. В период обмирщения основ жизни, эти картины явились своеобразным пограничным явлением между иконой и светской картиной. Чаще всего такие тезисы существовали в качестве книжной иллюстрации. В станковой форме они встречались реже, и сохранились в единичных образцах, имеющих большую историческую ценность.

В середине и второй половине XVIII века были особенно популярны произведения такого плана, как "Портрет императрицы Екатерины I" работы немецкого портретиста и исторического живописца Г.Бухгольца (1760-1770-е). Они создавались для многочисленных присутственных мест, а также фамильных галерей. Портрет работы Г.Бухгольца долгое время находился в Императорской Академии наук, а затем более полувека - на валу в фондах Русского музея. Несмотря на то, что сведения о нем опубликованы в Каталоге живописи Русского музея, сам портрет до настоящего времени нигде не воспроизводился и ни разу не экспонировался.

Чрезвычайно интересна и важна картина одного из самых знаменитых русских живописцев, основателя бытового крестьянского жанра, А.Г.Венецианова "Предстательство Богоматери за воспитанниц Смольного института", написанная в качестве запрестольного образа для Смольного собора. Это - редчайший пример обращения Венецианова к религиозному сюжету. Картина представляет собой едва ли не единственное полотно большого формата, принадлежащее кисти этого знаменитого художника.

Традиционно считалось работой неизвестного художника второй половины XVIII века полотно "Взятие Богоматери на небо", многие годы хранившееся в фондах Русского музея. В процессе подготовки произведения к выставке реставратором А.В.Мининым были обнаружены и расчищены подпись и дата: П.I.Бљльскiй 1779 годъ. Живописец, автор исторических картин, плафонов, стенных росписей, жанрист, успешный копиист И.И.Бельский был одним из крупнейших мастеров Живописной команды Канцелярии от Строений, ее фактическим руководителем во второй половине XVIII века. В практике Живописной команды Канцелярии от Строений было широко распространено использование в качестве композиционных образцов произведений западноевропейской живописи и графики. Вполне вероятно, что картина написана на основе одной из современных гравюр. Новооткрытая работа И.И.Бельского экспонируется впервые и не только вводится в научный оборот, но и существенно дополняет представление о творческом наследии Ивана Бельского.

Впервые экспонируется на выставке "Портрет великой княгини Александры Федоровны с детьми - великим князем Александром Николаевичем и великой княжной Марией Николаевной" (1821 - 1824) работы Д.Доу "первого портретного живописца" императорского Двора, знаменитого автора портретов Военной галереи Зимнего дворца. В Русский музей портрет поступил после расформирования Романовской галереи вместе с рядом других императорских изображений.

Одним из наиболее значительных произведений иностранных художников, работавших в России, является полотно "Вступление на престол Екатерины II" выдающегося итальянского живописца, акварелиста, рисовальщика, гравера Ф. Фонтебассо. Он был одним из первых профессоров Санкт-Петербургской Академии художеств и прославился как мастер исторической, аллегорической и плафонной живописи, портретист, оставив заметный след в русской художественной культуре.

Самое широкое представление о темах , интересовавших художников , писавших на исторические темы, дают картины ХIХ века , экспонипрующиеся на выставке. Это полотно Ф.Е.Бурова "Шлиссельбургский узник"(Посещение Иоанна Антоновича Петром III в Шлиссельбургской крепости 1885), написанное по роману Г.П.Данилевского "Мирович". Это картина А.И.Новоскольцева "Последние минуты митрополита Филиппа" (1880-е) - художника, популярного своими историческими полотнами на сюжеты из эпохи так называемой опричнины, введенной Иоанном Грозным для борьбы с боярской оппозицией. К позднему периоду творчества, времени обращения художника к историческому жанру, относится работа В.Г.Перова "Первые христиане в Киеве"(1880). Сюжеты из русской истории были очень популярны в Х1Х веке, однако трактовались они по-разному.

Один из сюжетов истории Туркестана запечатлен в произведении Н.И.Каразина - "Вступление русских войск в Самарканд 8 июня 1868 года" (1888). Это одна из семи картин (размером более четырех метров каждое), написанных художником в течение пяти лет. Каразин был документально точным в изображении военной жизни, среди действующих лиц писал и реальные портреты. На этой картине изображен художник В.В.Верещагин, знаменитый баталист, картина которого "Гора Казбек" (1898) также представлена на выставке.

Кисти другого Верещагина, Василия Петровича, крупнейшего русского церковного и исторического живописца, принадлежит картина "Осада Троице-Сергиевой лавры" (1891). Сюжет картины относится к началу ХУП века, когда войска Лжедмитрия II осадили Троице-Сергиеву лавру. Защитники обители выдерживали осаду в течение шестнадцати месяцев. Художник написал картину по личному предложению императора Александра III, способствовавшего возрождению в обществе исторической памяти и патриотических настроений.

Теме народного патриотизма посвящено и полотно К.Е.Маковского "Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям". Знаменитый портретист и автор больших многометровых полотен, Маковский нечасто обращался к конкретным событиям истории. Его больше привлекала бытовая, обрядовая сторона жизни допетровской Руси, позволявшая показать красоту русской старины: костюмов, украшений, утвари. Произведение такого рода - "Поцелуйный обряд" (1895), сюжетно связанное с романом А.К.Толстого "Князь Серебряный", также представлено на выставке. Кисти К.Е.Маковского принадлежит и картина "Русалки" (1879) - необычное по замыслу произведение, на создание которого художника вдохновило творчество Н.В.Гоголя. Полотно было представлено в 1879 году на 7-й выставке передвижников и прямо там приобретено императором Александром III для Эрмитажа, откуда впоследствии поступило в Русский музей.

Государственный Русский музей благодарит своего стратегического партнера АФК "Система" и спонсора выставки "Большая картина" страховую компанию РОСНО.

www.museum.ru/N19783
Ваше мнение »»



Смотрите также:
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  
новости от 26.03.2019  x    ?  


Выставка «Венедикт Ерофеев - „Москва - Петушки“ - художник Кирилл Мамонов»

День театра в Доме-музее Б.Л. Пастернака

Презентация книги «Всеволод Иванов. “Бронепоезд 14–69”: контексты эпохи»

Санкт-Петербургский Союз художников представляет большую традиционную выставку "Весна-2019"

Литературное Переделкино. Вечер короткого рассказа в Доме-музее К.И. Чуковского

Выставка Олега Фронтинского "То солнце в небе, то луна" в галерее "Голубая Гостиная"

Презентация книги В. Комаровича «Весь устремление» в Музее-квартире Ф.М. Достоевского

Выставка «День варенья – день творения!» в Музее истории религии

Пушкинский музей и Эрмитаж анонсировали выставки Щукина и Морозова

Выставка Федора Конюхова в Михайловском (Инженерном) замке

Лариса Пастушкова "Алтай. Архаика". Графика

Передвижная выставка «Старейший театр на Кавказе»

Семен Файбисович. Ретроспектива

Презентация нового издания в Саратовском областном музее краеведения

Музей моей тетушки

Выставка «Бумажные деньги России. К 250-летию выпуска первых ассигнаций»

Программа Музея-заповедника «Царицыно» в год 290-летия со дня рождения Екатерины II

Выставка «Забытый город забытой страны» в Азовском музее-заповеднике

Третьяковская галерея / Музыкальные вечера в зале Врубеля

Камерная выставка «Крымские виды в творчестве А.И. Куинджи» в Русском музее

Выставка фотохудожников города Саранска «Фотомания»

Оружейные истории: Запад и Восток

Выставка «Создатель легендарной винтовки. К 170-летию со дня рождения С.И. Мосина»

Чёрно-белая симфония. Персональная выставка В.И. Бирлюкова

Серия тематических занятий «Удивительный мир птиц» в Азовском музее

Персональная выставка Александра Шилова в Новосибирском государственном художественном музее

Сибирский динозавр в Музее природы, Новосибирск

Фестиваль #ЛюдиКакЛюди в Дарвиновском музее

«Полотняный фольклор» - выставка рушников и полотенец в галерее «Оренбургский пуховый платок»

Вечерние экскурсии в Государственном историческом музее. Март

Выставка произведений Игоря Александровича Козлова в выставочных залах Российской академии художеств

Роберто Матта и четвертое измерение


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru